Каскина Ирина Борисовна
Обучение детей с РДА навыкам самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
В начале учебного года в образовательной организации проводится диагностика по сформированности культурно – гигиенических навыков. По результатам диагностики выявлено, что навыки самообслуживания у детей группы «Особый ребенок» не соответствуют их возрасту.
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с РДА. В то же время несформированность этих навыков достаточно редко осознается близкими ребенка как проблема. Чаще, более важным, для родителей является, если ребенок выучит буквы, научится читать, считать и т. д., а то, что ребенка в возрасте трех – пяти лет приходится кормить, полностью одевать и раздевать, часто воспринимается родителями как само собой разумеющееся. Отчасти это объясняется тем, что родители не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для развития ребенка, его социальной адаптации.
Публикация «Обучение детей с РДА навыкам самообслуживания» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Какие трудности могут возникнуть при обучении формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков?
Характерные для аутизма особенности поведения часто препятствуют овладению навыками в естественных повседневных ситуациях. Избирательность в еде, расторможенность, отсутствие реакции и просьбы на требование взрослого – типичные примеры поведения, не позволяющего эффективно обучать ребенка обслуживать себя, однако, несмотря на такое поведение ребенка начинают учить самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом.
Остановимся на обучении есть самостоятельно. В нашей практике сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок не сидит за столом во время еды. В этом случае требуется подготовительный этап, который заключается в правильной организации пространства, где ребенок будет кушать. Место, где будет сидеть ребенок, должно быть расположено так, чтобы ребенок не мог его самостоятельно покинуть. На момент обучения ребенок должен быть голоден. Количество пищи увеличивается постепенно,но не следует превышать объем, необходимый для того, чтобы ребенок мог насытиться.
Если ребенок кушает вместе с другими людьми, процесс обучения чаще всего проходит эффективнее.
Существуют стереотипы, когда ребенка постоянно кормят, он может выражать негативное отношение при попытке научить его есть самостоятельно. В случае, когда ребенок может пользоваться столовыми приборами, следует поставить перед ним тарелку и сказать: «Ешь сам». Если ребенок не предпринимает попыток есть самостоятельно, дает ложку взрослому, следует достаточно твердым движением вложить ее обратно в руку ребенка и направлять к пище. Нужно встать позади ребенка – это будет стимулировать его к тому, чтобы он самостоятельно пользовался ложкой. Каждый шаг ребенка на пути к самостоятельности нужно поощрять.
Если ребенок брезглив, случайно во время еды может капнуть на одежду, это может вызвать негативную реакцию, крик, раздражение. Чтобы этого не было, нужно ребенку повязать нагрудник. По возможности надо приучать ребенка есть аккуратно, самостоятельно пользоваться салфеткой.
Большинство детей с аутизмом без специального обучения не владеют навыками самостоятельно одеваться и раздеваться: основными причинами может быть то, что ребенок убегает с места одевания, не владеет отдельными операциями, которые требуют выполнять при одевании (застегнуть пуговицы, молнию и т. д., не может запомнить последовательность операций (что за чем нужно одевать, ждет инструкции со стороны взрослого. В случае, когда ребенок убегает с места одевания, этот процесс должен осуществляться в определенном месте: прихожей, спальной комнате и т. д. Важно, чтобы процесс переодевания был быстрым: руками ребенка быстро снять пижамные штаны и т. д. Одежда на первом этапе должна быть без пуговиц, кнопок, молний, в дальнейшем наличие пуговиц будет необходимым.
Иногда ребенок не может сам одеться, потому что не владеет некоторыми операциям. Родители из года в год его одевают. Нужно дать ребенку самостоятельность и понаблюдать, с чем ребенок не справляется (работа над мелкой моторикой).
Некоторые дети не могут запомнить, в какой последовательности нужно надевать вещи. Предложить родителям использовать картинный план.