Федотова Юлия Алексеевна
Обследование детей с дисграфией
В первой четверти учебного года родители некоторых младшеклассников могут получить приглашение на приём от школьного логопеда. Одной из причин приглашения может быть выявленная у ребёнка дисграфия – нарушения письменной речи. Выявляется она по результатам контрольных диктантов, предлагаемых учащимся 2-4 классов в сентябре. Детям, в диктантах которых выявлены специфические дисграфические ошибки, необходимы коррекционные занятия, для проведения которых требуется всестороннее исследование состояния речи ребёнка. Что же представляет собой это исследование?
Публикация «Обследование детей с дисграфией» размещена в разделах
На первичном приёме логопед проводит сбор анамнестичных данных. Необходимо выяснить, какие обстоятельства могли повлиять на отставание в развитии речи: патологии беременности, родов, раннего возраста ребёнка. После этого собирается речевой анамнез: когда появилось гуление, лепет, первые слова и фразы. Необходимо выяснить, занимался ли ребёнок с логопедом, и с какими результатами.
Важным моментом обследования является сбор данных о состоянии слуха, зрения, общей и артикуляционной моторики, особенностях познавательной деятельности ребёнка. Состояние слуха проверяется громкой и шёпотной речью на расстоянии 6 м. Состояние здорового восприятия проверяется, в основном, на заданиях по узнаванию и называнию цветов.
При обследовании общей моторики определяется возможность удерживать заданное положение на протяжении определённого времени, плавность движений, отсутствие напряжения. Очень важным является результат обследования мелкой моторики. Предварительно ребёнку объясняют и показывают каждое упражнение, а затем предлагают его выполнить. Для обследования могут быть предложены такие упражнения:
- последовательное прикосновение большим пальцем правой (а потом и левой) руки к остальным пальцам;
- одновременное поднимание пальцев правой (левой) руки от стола;
- последовательное поднимание пальцев от стола, начиная с большого;
- одновременная смена положения кистей рук (одна кисть с соединёнными вместе пальцами, вторая с разведёнными – затем наоборот).
При обследовании состояния артикуляционной моторики учитываются особенности строения частей артикуляционного аппарата: губ, зубов, твёрдого и мягкого нёба, языка, подъязычной связки. После этого ребёнку предлагают повторять артикуляционные упражнения, которые показывает логопед. Во время оценивания моторики учитываются точность и объём выполняемых движений, изменение тонуса артикуляционного аппарата, возможность удерживать артикуляторное положение.
После обследования состояния артикуляционного аппарата, логопед проводит проверку устной речи ученика. Проверяется произношение гласных и согласных звуков, обращается особенное внимание на замены и путание звуков. Обращается внимание на то, создаёт ли ребёнок слоговую структуру слова, правильно ли употребляет ударение.
При обследовании состояния фонематического восприятия и звукового анализа ребё нку предлагаются такие задания:
- определить количество и последовательность звуков в словах;
- определить место заданного звука в разных словах;
- назвать общие звуки в разных словах;
- назвать отличные звуки в похожих словах;
- подобрать слова на заданный звук;
- подобрать рисунки на заданный звук.
При обследовании лексико-грамматической системы речи учитывается объём активного и пассивного словарного запаса, преимущественно используемые части речи, правильность употребления слов согласно их значений. Анализируется структура предложений, которые использует ребёнок (простые, распространённые, сложные, а также правильность построения высказываний. Специально подобранные задания дают возможность выявить аграмматизм в согласовании слов в роде, числе, падеже.
Обязательным элементом обследования является проверка связной речи ученика. Ребёнку предлагается серия рисунков или сложный сюжетный рисунок, по которым он должен составить краткий рассказ. Как правило, у детей-дисграфиков это задание вызывает наибольшие трудности. Они просто составляют несколько простых распространённых и нераспространённых предложений по содержанию рисунков, но не могут связать их между собой так, чтобы вышел целостный рассказ.
После обследования самостоятельных высказываний ученику предлагается прочитать буквы, слоги и слова разной слоговой структуры. Обращается внимание на тип ошибок (слитное или побуквенное чтение, пропуски, перестановки, замены букв, ударение). Затем ребёнку предлагается прочитать и пересказать небольшой текст. При этом учитывается техника чтения (быстрое, медленное, невыразительное, с ошибками) и понимание прочитанного.
Обследование состояния психических процессов ученика проводится как на первичном приёме, так и во время коррекционных занятий. Детям предлагаются игры на проверку и развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-пространственных представлений.
По результатам всестороннего обследования состояния речи проводится коррекционная работа по преодолению дисграфии у ребёнка.