Людмила Жданова
Консультация «Общение — проблема современного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу общаться! Взрослые! Помогите!
Слайд 1 Основываясь на свои наблюдения за время работы воспитателем, хочу затронуть тему растущего дефицита общения взрослых с детьми. Потребность в общении становится основной потребностью ребенка, и играет важную роль в современной деятельности любого человека, влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферу личности, а особенно в жизни дошкольника.
Публикация «Консультация „Общение — проблема современного ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Слайд 2 Много ли сейчас родителей, которые сами общаются или рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем - давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей). Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Слайд 3 Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые. Он начинает копировать поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Слайд 4 Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерных игр также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают разговаривать, фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизора, сотового телефона, игровой приставки) для получения результата. Недостаток общения с родителями, увлечение гаджетами и мультфильмами приводит к тому, что в последние годы все больше и больше детей имеют проблемы с речью и нуждаются в помощи логопеда. Многие дети не умеют слушать сказки и рассказы взрослых, т. к. не приучены к этому. А ведь именно в общении ребенок реализовывает себя, выражает свою жизненную позицию, чувствует себя частью социума, делится своими внутренними переживаниями, самоопределяется и обнаруживает свои уникальные способности.
Желание любым способом привлечь внимание к себе говорит о том, что у ребенка серьезные проблемы. Слайд 5
Ребенок, испытывает дефицит общения и не уверен в себе : «Вдруг папа и мама увлекутся гостями (или собакой) настолько, что забудут обо мне? Надо напомнить о том, что я существую!» Если, несмотря на ваши просьбы и даже наказания, ребенок вновь и вновь совершает одни и те же проступки (например, кричит, не давая взрослым беседовать по телефону, упорно рисует на обоях, это может говорить именно о такой модели поведения. Слайд 6
Решение проблемы : с таким ребенком нужно много разговаривать, объяснять, укрепляя его уверенность в себе, повышая самооценку. Слайд 7
Если ребенок решает проблемы с позиции агрессии, слишком агрессивно отстаивает свои интересы, выбирая себе хотя бы такое, но все же общение, которое, конечно же, не подходит остальным участникам. Слайд 8
Данную проблему можно решить : используя различные методы по следующим направлениям:
• игра, дыхательные упражнения, релаксационные игры, эмоциональная разрядка;
• изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением);
• творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности);
• сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа).
Слайд 9. Ребенок чувствует себя заброшенным и начинает добиваться внимания любыми способами, он пытается наладить контакт тактильным путем.
Эту проблему можно решить с помощью: легких объятий, держание за руку подарят ребенку счастье, радость и чувство защищенности, ценность стратегии «обнимаю, переживаю, глажу» неоспорима в педагогической практике всегда нужно помнить, что все должно быть в меру и к месту.
Слайд 10. Если ребенок уходит в себя, в свой внутренний мир - это может быть некой защитой от мира внешнего, который не удовлетворяет потребности ребенка.
Эту проблему можно решить тем, что обеспечить ребенку тактильный контакт, учить ребенка выражать чувства словами, создавать ситуацию, когда общение необходимо.
Слайд 11. Малыш кричит, плачет, тем самым привлекая к себе внимание.
Слайд 12. Тогда взрослый старается отвлечь ребенка, произносит разнообразные потешки, прибаутки, заговорки, и предлагает «таблетки» (витаминки) от плохого настроения. Иногда достаточно крепко обнять ребенка и поговорить.
Слайд 13 Ребенок плохо говорит, а кусаться – значит общаться. Неспособность донести свои желания до окружающих – настоящая пытка. Возможно, малыш еще не научился хорошо говорить. Непонимание окружающих, неспособность получить желаемое (например, попросить игрушку) вызывают его обоснованное недовольство.
Решение данной проблемы : Отвлечь внимание. Этот метод способен творить чудеса с детьми раннего возраста. Если эмоции и энергия кипят, целесообразно помочь перевести внимание ребенка на более позитивную деятельность, например, предложение потанцевать под музыку, или поиграть в игры.
Слайд 14 Искусство взрослых состоит в корректной и мягкой помощи детям в таких ситуациях – помочь сделать первый шаг и пообщаться с ребенком, организовать интересную совместную игру, хвалить каждый новый шаг, который смог преодолеть ребенок на пути к общению.
Слайд 15 Человек как личность формируется и функционирует только в отношениях с окружающими людьми. Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.