Анна Коростелева
Консультация «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
«Образование человека нужно начинать в весну жизни, то есть в детстве» (Я. А. Коменский)
Детство, наполненное играми, волшебными фантазиями и шалостями, можно назвать счастливым. Казалось бы, здесь нет места серьёзному и скучному учению, а высказывание Я. А. Коменского более чем через 300 лет безнадежно устарело.
Ведь в наше время нет необходимости «хранить» в своей памяти все знания, у нас есть интернет, где хранится информация, доступная в любое время суток, возможно, сделать расчет, найти любое правило русского языка, сделать перевод с иностранного языка и даже найти множество советов по ведению домашнего хозяйства. Поэтому ребёнку достаточно просто расти, веселиться и получать практически мгновенное удовлетворение своих желаний.
Публикация «Консультация „Детство“» размещена в разделах
Однако, иметь доступ к знаниям недостаточно, необходимо уметь их добывать и применять, а такие навыки не возникают в одночасье у взрослого человека, он их приобретает в детстве.
Детский мозг наиболее пластичен, он может активно развиваться, создавая новые связи между нервными клетками, и даже прокладывать новые нервные пути, создавая и укрепляя связи так, что в результате ускоряется обучение, а способность обращаться к информации и применять то, что было изучено, становится все более и более эффективной.
Первоначально ни одна часть мозга не настроена, например, специально на ходьбу. Когда ребёнок учится ходить, все больше и больше клеток головного мозга и нервных цепочек вовлекаются в поставленную задачу, а движения ребёнка с каждым днём становятся всё увереннее. Тем самым не только закрепляется новое умение ребёнка, он также получает вознаграждение за свой труд, в виде положительных эмоций и расширения зоны доступной освоению благодаря ходьбе.
Маленький ребёнок с большим удовольствием начинает учиться не только ходить, но и говорить, строить башни, рисовать и так далее.
А значит, ребёнок, по природе своей, стремится к новому знанию и с огромной радостью им овладевает.
Никто не удивляется, когда детей учат плавать, кататься на велосипеде, понимая, что именно в детстве эти навыки лучше всего формируются и закрепляются на всю оставшуюся жизнь. Но при этом, не редко можно столкнуться с ситуацией, когда взрослые не поддерживают природное детское любопытство, игнорируя его многочисленные «почему» или отказываясь читать вечернюю сказку. Такую позицию взрослые обосновывают, тем, что ребенок будет читать сам, когда его научат в школе, и там же удовлетворит свое неуёмное любопытство в отношении устройства мира.
Вопреки ожиданиям, ребёнок, усвоивший, что его любопытство мешает взрослым, придя в школу, не проявит его, а, следовательно, не возникнет тяги к новому знанию, и для него время пребывания в школе станет неприятной обязанностью.
Но и в такой, ситуации найдутся, те, кто будет продолжать отстаивать эту позицию, утверждая, что окончив школу, ребёнок всё равно получит профессию, устроится на работу, создаст семью.
Достаточно ли этого для развития, как конкретного человека, так и для всего человечества?
Мы живем в век стремительно развивающихся технологий, существование и развитие которых невозможно без постоянно усложняющихся знаний. Человек должен постоянно вносить новые идеи и думать над тем, что не под силу искусственному интеллекту. Главным инструментом для труда и развития человека становится его образование. И чем шире образование человека, чем шире его круг интересов, тем больше у него возможностей для творческого применения и поиска знаний.
Доступно ли это для человека, не способного добывать и создавать новое знание, не способного испытывать радость от нового знания, равносильную радости маленького ребёнка, научившегося ходить?
Представляется, что ответ очевиден…
Постараться продолжить радость освоения нового - это одна из основных задач воспитания.
Самое благоприятное время для воспитания умения учиться и для начала получения образования, несомненно, детство.
Начиная с раннего детства человек, начинает свой образовательный путь, продолжает его в школе, затем получает профессию, но и здесь его образование не заканчивается, он должен учиться каждый день, приобретая знания, делающие его ценным и востребованным специалистом, в какой бы сфере он себя не нашел.
Детство человека — это как весна среди других времен года. Как от весны зависит урожай и благосостояние на протяжении всех последующих месяцев, так и детство есть начало человеческой жизни, задающее вектор его развития в будущем. А значит, слова Я. А. Коменского «Образование человека нужно начинать в весну жизни, то есть в детстве» не теряют своей актуальности и в 21 веке.