Ольга Тонеева
Обогащение словаря детей эмоционально окрашенной оценочной лексикой
▼ Скачать + Заказать документы
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания
Формирование в речи ребенка эмоциональной лексики связано с усвоением знаний о нормах и правилах морали, так как слово может быть усвоено только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначающих. По мере развития эмоций ребенка увеличивается и уточняется его словарный запас.
Публикация «Обогащение словаря детей эмоционально окрашенной оценочной лексикой» размещена в разделах
Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.
Целесообразно использовать такие методы и приёмы, как:
1. чтение, краткая беседа о прочитанном, работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев;
2. специальные игры и упражнения, направленные на обогащение эмоционального опыта детей и развитие соответствующего словаря : например, “Угадай героев сказок”
Игра направлена на формирование навыка по двум признакам догадаться, о каком сказочном герое идет речь, а затем самостоятельно охарактеризовать героев своих любимых произведений в двух-трех словах.
Сильный, добрый (Илья Муромец, богатыри).
Сильный, злой (Кащей, великан).
Слабый, бесстрашный (Мальчик с пальчик).
Красивая, злая, коварная (Ведьма, царица из сказки о мертвой царевне).
3. беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача - обогащение эмоционально-оценочной лексики);
4. знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками, содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов;
5. рассматривание сюжетных картинок, анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях
6. слушание музыки, определение её настроения, выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи
Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффективностью при соблюдении ряда условий :
- Проведение словарной работы должно происходить во взаимосвязи с задачами эмоционального развития и нравственного воспитания детей.
- Необходимо активизировать эмоционально-оценочный словарь детей с помощью игр, упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций.
- Стимулировать употребление эмоционально-оценочной лексики в повседневном общении.
Младшая группа:
1. Помогать видеть наиболее яркие поступки героя, правильно оценивать их.
2. Помогать детям понимать словесные характеристики, оценки образа, героя.
В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки.
Словарь малышей следует обогащать меткими словами и выражениями народной речи: косолапый мишка; петушок - золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка; красное солнышко; травушка-муравушка; лягушка-квакушка и др.
Уже в младших группах внимание детей привлекается к слову, к разным словам, которыми можно назвать один и тот же объект (кошка, киска, кисонька; автомобиль, машина; румяный, веселый колобок и др., и к одним и тем же словам, обозначающим разные предметы и состояния (носик у куклы, носик у чайника; ручка у ребенка и ручка двери; идет человек, идет дождь; румяное яблоко, румяная девочка). Детей приучают использовать в речи слова, выражающие оценочные суждения о предметах: дом, домик; ком, комочек.
Особое внимание следует обращать на подбор слов для словообразовательных упражнений. В первую очередь отбирают слова, хорошо знакомые детям, употребляемые в уменьшительно-ласкательной форме, отличающиеся длинным словообразовательным рядом, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик. Это названия игрушек, близких людей, имена детей : заяц, зайчик, зайчонок, заинька; мама, мамочка, мамулечка; брат, братик, братишка;
Средняя группа:
1. Обращать внимание детей на разнообразные поступки в поведении героя.
2. Учить детей определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его, употребляя эмоционально-оценочную лексику.
В средней группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, березовая роща, еловая чаща, узкая тропинка, зеленый луг, любоваться красивым цветным ковром, поляна.
Старшая группа:
1. Помогать детям оценивать поступки героя, раскрывать переживания героев с помощью эмоционально-оценочной лексики.
2. Обращать внимание детей на язык произведения, авторские приемы изображения поступков, образов.
Подготовительная группа:
1. Помогать детям видеть смысловую и эмоциональную роль слова в произведении.
2. Учить употреблять эмоционально-оценочную лексику для определения состояния, поступков, переживаний героев произведения.
В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.). Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причем сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе - имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость, поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения.
Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.
Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей прием - использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например, можно использовать следующие пословицы : «Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович») и др.
Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.
Работу по формированию оценочной лексики также важно проводить совместно с родителями, т. к. без контакта с семьей и полного взаимопонимания зависит то, овладеют ли дети яркой, живой речью, будут ли использовать в ней средства выразительности. Важно, чтобы родители больше играли с детьми, подбирая антонимы, синонимы; работали над интонационной выразительностью речи, развивали образное мышление и фантазию ребенка.
Таким образом, развитие эмоциональной лексики требует систематической и поэтапной работы.