Ирина Даниленко
Обогащение словаря детей в процессе трудовой деятельности
▼ Скачать
Вашему вниманию представляется опыт работы на тему: «Обогащение словаря детей в процессе трудовой деятельности»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование речевых процессов, в моем случае через обогащение словаря детей в процессе трудовой деятельности.
Публикация «Обогащение словаря детей в процессе трудовой деятельности» размещена в разделах
Главное условие человеческой жизни — трудовые привычки и навыки, которые, прежде всего, формируются в процессе труда. Дети дошкольного возраста в этот период, наряду с игрой, выполняют и конкретные трудовые задачи. Однако в этом возрасте слишком рано говорить о труде как таковом, потому что труд является основным видом деятельности взрослых людей, имеет очень объемную и сложную структуру и содержание. Тем не менее, деятельность по подготовке детей к труду, по формированию трудолюбия является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями. Воспитатели в процессе выполнения задач детьми должны действовать таким образом, чтобы дети при выполнении этих задач усваивали необходимые для этой работы определенные слова, которые войдут в их активный лексический запас. В процессе труда дети усваивают имена объектов, которые их окружают, к примеру, рост и развитие растений. Дети в это время наблюдают, пытаясь найти ответы на многие вопросы. Задачи, которые ставятся здесь перед детьми, должны определяться особенностями их возраста. Процесс труда является реальным, потому что дети делают реальные вещи, и в этом процессе развивается способность общаться, передавать идеи, устанавливается единство мышления. Дети в этот период используют опыт старших, развивают свое мышление и речь. В учебной и воспитательной программе для детского сада через труд, в процессе труда, развитию речи уделяется пристальное внимание. В течение учебного процесса речь детей развивается в двух направлениях: прежде всего они узнают названия предметов и явлений, которые им встречаются, обогащают свой словарный запас. Второй ключевой аспект работы по развитию речи в условиях детского труда — это сочинение самостоятельного рассказа по теме трудового процесса. Дети в этот период не должны ограничиваться только деятельностью по развитию речи; обогащение словарного запаса, спецификация, правильное развитие связной речи, конечно, требует анализа жизненно важной ситуации. В детском саду, при участии детей в учебном процессе, развитие речи реализуется через осуществление самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, ручного труда, что делает ОД интересной. Каждый раз, после трудового процесса необходимо, чтобы дети показали умение описать процесс труда. Описание конкретного трудового процесса способствует развитию их речи. Исследователи пишут, что надо наблюдать за процессом подготовки предметов для детей. Например, воспитатель показывает различные типы луковичных растений для детей, затем из показанных луковиц - вершок, серединка и корешок. В этом случае дети внимательно рассматривают, ощупывают луковицы, отмечать, выделяют и так далее. (рассказать о посадке нарциссов, тюльпанов, лук чеснок) .Таким образом, на той ОД, на которой происходит знакомство со свойствами, частями объектов, дети приобретают широкий и разнообразный словарь, пополняя свой лексикон. Эти слова охватывают разные части речи: существительные (объекты и их части, глаголы (название движения товаров, использование предмета, процесс проверки, прилагательное (качество и свойства предметов и действий, и т. д. В случае коллективного трудового творчества требуется, (рассказать о подарке для мам - посадка комнатных цветов в декабре, уход за ними - подарок на 8 марта)чтобы каждый ребенок общался с другими людьми на основе взаимного уважения и взаимопонимания. Трудовая деятельность предъявляет определенные требования к детям: во-первых, сначала надо понять социальную суть труда, первостепенную роль труда в жизни человека. Во-вторых, для реализации трудового процесса, достижения поставленной цели, планирования выполняемой работы необходимо, чтобы ребенок имел определенный уровень физического развития и развития интеллекта. Неоднократно наблюдая за детским трудом можно определить, что правильное развитие речи осуществляется вне зависимости от участия детей в общественном труде. Я предоставляю детям возможность познакомиться с трудом взрослых, которые поделились бы своими знаниями о труде и, в целом, о социальной среде. Во время знакомства детей с трудом взрослых можно эффективно использовать следующие способы: организация работы с привлечением эмоционального и когнитивного уровней восприятия мира детьми, а также сопровождение трудового процесса необходимым комментарием. Содержание и значение работы должно быть таким образом доведено до сознания ребенка, чтобы разжечь в нём чувство восхищения работой. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в зимнее и летнее время, на проводимых занятиях. К примеру, в младшей группе трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т. д. (Хочу отметить, что говорит и выполняет действия здесь в основном педагог, так как дети мало говорящие и не могут сами выполнить те или иные действия, а как мы знаем все хорошее детям нужно закладывать от 0 - до 5 лет, а после 5-ти лет дети нам скажут и покажут, все то, что мы хотим от них услышать и увидеть.) При этом в их словарный состав включаются новые слова. В дополнение к навыкам самообслуживания, полученным в этом процессе, они учатся также самостоятельно работать. В это время дети знакомятся с такими видами деятельности взрослых, как использование шланга для полива, приготовление овощей на обед шеф-поваром. Воспитатели, с учетом возраста детей дают им различные поручения. В старшей группе содержание трудовых заданий усложняется. Здесь дети привлекаются для посильной помощи с дворником, в кухню, на склад, в медицинский кабинет, директора детского сада; все это уточняет и расширяет их предыдущие представления о труде. В особенности эффективными бывают экскурсии детей на предприятия, фермы и другие объекты, знакомство с работой старших помогает расширить словарный запас, что положительно влияет на их речь. Во время трудового процесса выявлено в основном пять путей развития детской речи: - чтение литературно-художественные отрывков текстов, сказок, рассказов и т. д., которые воспевают процесс детского труда; - через моральные, воспитательные беседы: - через просмотр документальных фильмов, телевизионных программ, которые показывают процесс труда; - наблюдение за трудовой деятельностью путем организации экскурсий; - организации в процессе труда совместных со взрослыми мероприятий для детей. В своей работе для развития детской речи использую комплексно все указанные направления. К примеру, объясняю детям слова, относящиеся к занятости, использую чтение художественной литературы, просмотр фильмов, затем организую соответствующие экскурсии. В этом случае ребенок вначале слышит эти слова, а затем видит на экскурсии процесс труда, то есть наблюдает его в реальном времени. Подобная связная и последовательная организация речи дошкольника создает условия для формирования у них активного словарного запаса. Это приводит к правильному развитию детского речевого общения. Дети в процессе труда приобретают ряд качеств и форм поведения, благодаря чему эти маленькие члены общества становятся личностями, которые проходят дальнейший процесс социализации.
Литература: 1. Бабина, Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания, часть-2, Москва-Берлин, 2015. 2. Бабина, Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда». Школа произвоство-2000.-№ 1 3. Комарова, Т. С. и др. Трудовое воспитание в детском саду: — М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, — 2009. 4. Л. В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: [пособие для педагогов дошк. учреж],М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008. 5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Развитие диологического общения: Методическое пособие для воспитателей. -М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.