Титенкова Татьяна Юрьевна
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Обитатели больших глубин»
▼ Скачать + Заказать документы
Обитатели больших глубин
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
«Обитатели больших глубин»
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор - составитель:
Титенкова Татьяна Юрьевна
воспитатель
высшей категории
Санкт-Петербург
2020 г
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР „Обитатели больших глубин“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
«Обитатели больших глубин»
Цель: развивать познавательную активность детей, желание узнавать новое о морских обитателях.
Задачи:
• продолжать знакомить детей с природным разнообразием морей и океанов;
• активизировать мыслительную и творческую деятельность;
• развивать умение правильно высказываться, совершенствовать речь-доказательство, добиваться интонационной выразительности речи, обогащения словаря, развивать фонематическое восприятие;
• укреплять двигательный аппарат, снимать мышечное напряжение, развивать координацию движений, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку, быстроту реакции в подвижных играх, выполнять движения выразительно, в соответствии с характером музыки, четко принимать различные исходные положения;
• воспитывать интерес к обитателям подводного мира;
• развивать коммуникативные умения и навыки взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности.
Участники:
• воспитатель-ведущий;
• дети
Форма проведения: досуг.
Продолжительность: 30 минут.
Материальное обеспечение:
• слайды, иллюстрации с изображением морских обитателей;
• подбор литературного, дидактического материала для проведения досуга;
• коврики для релаксации;
• массажные дорожки (или мелкие камешки);
• атрибуты для игры «Берегись, акула!»;
• аудиозапись музыкального сопровождения;
• сундучок;
• сувениры.
Предварительная работа:
• рассматривание географических карт и глобуса;
• беседы «Обитатели морских глубин», «Природное разнообразие в океане», «Как люди относятся к океану и его обитателям»;
• просмотр видео- и фотоматериалов о морских обитателях;
• дидактические, развивающие, подвижные игры «Кого как зовут?», «Кит - кот», «Берегись, акула!», «Море волнуется»;
• разучивание пальчиковой гимнастики «Чудо-юдо рыба-кит», считалки, этюда «Ловкие дельфины», комплекса ОРУ «В подводном царстве»;
• чтение художественной литературы по теме;
• конкурс рисунков и поделок «Планета глазами наших детей» с участием детей и их родителей;
• домашнее задание для родителей: посетить в выходной день дельфинарий, прочитать сказку в стихах «Конек - горбунок» П. Ершова.
Содержание занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш зал. Мы с вами находимся на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой. Большая часть нашей Земли покрыта водой. Жизнь всех людей тесно связана с морями и океанами. Известно, что первые живые существа на Земле появились именно в воде, и сейчас в ней обитает половина живущих на планете животных, растений и рыб.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в морской мир. Послушайте, как «шумит море».
Фонетическая зарядка «Шум моря»
Дети делают глубокий вдох, затем выполняют длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш». Упражнение повторить 2-3 раза. Звучит музыкальная композиция на тему моря «Симфония чувств».
Воспитатель: Ребята, сядьте на теплый песочек, посмотрите на волны, послушайте их разговор.
Релаксация «Ласковая волна»
Волны плещутся, касаются ваших пяточек. Ласковая волна - она вам рада. Она то накатывается, то опять убегает в море. Вместе с волной уходит все, что накопилось плохого: обиды, злость, боль. Волна желает нам добра. Мы чувствуем прилив нежности, любви друг к другу и окружающему миру.
А теперь погуляйте по берегу моря.
Упражнения по профилактике плоскостопия
(ходьба по массажным дорожкам или морскому песку-камешкам)
Дети выполняют разные виды ходьбы (обычная, на носках, с подниманием колен, правым, левым боком) и медленный бег.
Воспитатель: Мы с вами погуляли и побегали по берегу моря, а теперь давайте нырнем и поплаваем в приятной прозрачной воде. Накатилась волна и, словно по волшебству, все оказались на морском дне (дети врассыпную разбегаются по залу). Посмотрите вокруг себя. Нас ждет много интересного и неизвестного.
Воспитатель: Давайте вспомним, кого мы можем встретить в море.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - …
Дети: Осьминог.
Хищная, большая рыба
Налетела, словно глыба.
Мигом жертву заглотнула
Ненасытная …
Дети: Акула.
Он и серый, он и черный
Очень резвый и проворный.
Плавает он и ныряет,
И людей порой спасает.
Дети: Дельфин.
Живет спокойно - не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха
Морская …
Дети: Черепаха.
Остров с фонтаном
Моря бороздит.
Вас не обидит,
Зовется он …
Дети: Кит.
Воспитатель: Молодцы! Всех узнали. Но кто это там, впереди?
Пальчиковая гимнастика «Чудо-юдо рыба-кит»
Мы выходим на поляну
Прямо к морю-океану;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Ладони образуют круг.
Волнообразные движения руками.
Правая ладонь стоит ребром на левой ладони.
Руки скрещены, правая сжата в кулак (голова, а левая раскрыта (хвост).
Вращение кулачков.
Ладони плотно сжаты и подняты вверх.
Плавное покачивание ладоней.
Сложить ладони «домиком» над головой.
Скрестить пальцы обеих рук между собой.
Средний и указательный пальцы «пляшут».
Указательные пальцы показывают «усы».
Левая ладонь сжата в кулак, а правая приставлена сверху (шляпка гриба).
Воспитатель: Ну что, узнали этого сказочного кита? Из какой он сказки?
Дети: Это чудо-юдо рыба-кит из сказки Ершова «Конек - горбунок».
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, какое животное в воде считается самым крупным?
Дети: Кит.
Воспитатель: Самое большое животное на Земле - это голубой кит. Его длина составляет в среднем 30 метров, а вес 122 тонны. Такое огромное тело способна поддерживать только вода.
Давайте поиграем со словом «Кит».
Игра на словообразование «Кит - кот»
Детям предлагаются карточки с буквами, с помощью которых, изменив одну букву в слове «кит», получается другое слово. Затем в этом слове нужно изменить любую букву и получить новое слово, таким образом, образуется целая цепочка слов. Например: кит — кот — ком — дом — дог — рог — рот …
Воспитатель: А теперь мы отправляемся в морское путешествие на ките. Мы плывем и встречаем множество различных обитателей. Давайте их покажем.
Комплекс ОРУ «Обитатели моря»
«Водоросли»
И. п. - ноги врозь, руки внизу.
1 — поднять прямые руки перед собой вверх
2 — наклон туловища вправо
3 — выпрямиться, руки вверх
4 — исходная позиция
Упражнение повторить 6 раз, чередуя правую и левую стороны.
«Медузы»
И. п. - ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью.
1 — развести руки в стороны и медленно очертить круги передсобой, выпрямить ноги, подняться на носки, втянуть живот, вытянуть шею
2 — исходная позиция
Упражнение повторить 6 раз.
«Морской конек»
И. п. - о. с., руки на поясе.
1 — выпад правой ногой вперед
2 - 3 — пружинистые покачивания
4 — исходная позиция
То же левой ногой. Упражнение повторить 4 - 5 раз.
«Морская черепаха»
И. п. - сидя на полу, колени подтянуты к животу, обняты руками, голову наклонить к коленям.
1 - 2 — поднять вверх - вперед прямые ноги (угол, руки в стороны, голову поднять шею вытянуть
3 - 4 — вернуться в исходную позицию
Упражнение повторить 4 раза.
«Морская звезда»
И. п. - лежа на спине, прямые руки за головой.
1 - 3 — повернуться на правый (левый) бок
2 - 4 — вернуться в исходную позицию
Упражнение повторить 4 раза.
«Летучие рыбки»
1 - 4 — прыжки на месте на двух ногах
Упражнение повторить 4 - 6 раз.
«Морской бриз»
Упражнение на восстановление дыхания.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу.
Набрать как можно больше воздуха в легкие, вдох носом, надуть щеки, плавно наклониться вперед - вниз, легко постукивая кулачками по щекам, выдыхать воздух небольшими порциями.
Воспитатель:
Бьется о берег волна,
То накатится она,
То обратно убежит,
В море тихо полежит.
Подвижная игра «Море волнуется»
Воспитатель предлагает изобразить водоросли, морские камни, акул, морских звезд, парусник и т. д., хвалит наиболее удачные фигуры.
Воспитатель: Но не только дети любят играть в воде. Покажите как резвятся в море дельфины.
Упражнение «Ловкие дельфины»
дети выполняют в быстром темпе, координируя выразительные движения с речью.
Воспитатель: О дельфинах существует много сказок и легенд. Бывали случаи, когда дельфины спасали тонущих людей. Живут они в воде, но дышат воздухом и общаются между собой звуками, похожими на щелканье и свист. Дельфины путешествуют стаями и считаются очень умными животными.
Воспитатель: В морских, океанских глубинах обитают интересные рыбы и животные.
Развивающая игра «Кого как зовут?»
Воспитатель: Посмотрите на изображение морских обитателей и попробуйте догадаться: кто из них кто? Узнайте их и поставьте рядом с рисунком соответствующую цифру. Попробуйте доказать, что ваш выбор правильный.
Воспитатель в ходе игры помогает детям делать правильные высказывания.
Воспитатель: Как и на суше, среди морских обитателей есть опасные хищники, такие, например, как акула.
«Раз, два, повернись, в морских обитателей превратись!»
Подвижная игра «Берегись, акула!»
Половина играющих на расстоянии друг от друга образуют круг. Это море. Один из играющих, выбранный водящим, изображает акулу и находится вне круга. Остальные участники игры «плавают» внутри круга. По сигналу воспитателя «Берегись, акула!» акула быстро «выплывает в море», стараясь поймать морских обитателей, которые спешат спрятаться за водоросли (за кем-нибудь из стоящих по кругу). «Акула» ловит игроков, которые не успели спрятаться, и уходит к себе в дом.
Игра проводится 2-3 раза, подсчитывается число пойманных «акулой» морских обитателей. Новая «акула» выбирается считалкой:
Приплывали три дельфина,
Выгибали к небу спины,
Налетали с трех сторон,
Ты, акула, выйди вон!
Воспитатель: Наши «акулы» и «морские обитатели» снова превращаются в девочек и мальчиков. Давайте мы выберемся на берег моря и немного отдохнем.
Релаксация «Сон на берегу моря»
Звучит спокойная музыка. Дети в свободном порядке ложатся на спину, руки на диафрагме, глаза закрыты. Педагог спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. Они видят море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. Пауза. На счет педагога «Один, два, три!» дети «просыпаются», встают.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо сегодня занимались, много двигались, отдыхали, узнали немало нового, вспомнили морских обитателей. И теперь мы полны сил и энергии и можем возвращаться в группу, но море вынесло на берег сундучок. А в нем - сюрприз! Это щедрое подводное царство делает вам подарок!
Воспитатель открывает сундучок и раздает детям сувениры.