Гиззатуллина Ирина Юрьевна
Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
25.11.2015 (выступление на педсовете)
Выступление на педсовете:
«Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду»
1. Вступление. «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
Публикация «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду» размещена в разделах
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
СанПин ДОУ
Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду.
Обеспечение здоровьесбережения – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей.
Цель:
1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Медико – профилактические;
Физкультурно – оздоровительные;
Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
1. Блиц-опрос
2. Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно.)
3. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши.)
4. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.)
5. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами.)
6. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (До этого возраста идёт активное формирование скелета.)
7. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12 часов.)
8. Как называется наука о здоровье? (Валеология)
9. Рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. (Режим дня)
Игра «Назовите здоровьесберегающие технологии»
Какие здоровьесберегающие технологии можно и нужно использовать в дошкольных учреждениях?
1. Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
2. Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)
3. Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)
4. Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
5. Упражнения для коррекции плоскостопия (проводятся на утренней гимнастике, физкультурном занятии, во время гимнастики после сна для формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
6. Гимнастика после сна (проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)
7. Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии, присутствует в комплексе гимнастики после сна для положительного воздействия на все органы и системы мышц)
8. Логоритмическая гимнастика (проводится для коррекции речи и движения в любое время)
9. Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии, в свободное время и на прогулке для поддержания необходимого двигательного режима)
10. Закаливающие процедуры (проводятся ежедневно (в зависимости от сезона и возраста) выполняется посредством воздуха, солнца и воды)
11. Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку начинать с нее день.
12. Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещении 3 раза в неделю, в спортивном зале 2 раза и на улице 1 раз.
13. Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном). Для этого использую спокойную классическую музыку, звуки природы.
Рекомендации:
1. Систематически проводить закаливающие мероприятия, осуществляя индивидуальный подход.
2. Гимнастику после сна проводить ежедневно.
3. Пополнить РППС по физическому воспитанию, давать возможность детям пользоваться спортивным инвентарём в свободной деятельности.
4. Применять музыкальное сопровождение для пробуждения детей.
5. В календарных планах ежедневно отражать индивидуальную работу по развитию физических качеств, ОВД с детьми.
Ответственные: все педагоги, воспитатель по физ. культуре.