Бельченкова Марина Павловна
Обеспечение благоприятной адаптации дошкольников при переходе из ДОУ в начальную школу
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 2 Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,
что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В. А. Сухомлинский
Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность. Это сложный и ответственный период, и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Публикация «Обеспечение благоприятной адаптации дошкольников при переходе из ДОУ в начальную школу» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. СЛАЙД № 3 Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т. д.
СЛАЙД № 4 Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.
На основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных кoмпетенций воспитанников и учащихся начальной школы
СЛАЙД № 5 Результатом сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и начальной школы должно быть создание комфортной адаптациo нно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Дети в детском саду и в школе поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи решаются по-разному.
В соответствии с этими принципами в нашей группе была спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основной целью такой подготовки стало как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.
В подготовительной группе нами был разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у детей представлений о школе и мотивации учения.
СЛАЙД № 6 В группе был создан уголок «Школьникa» (фото). Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе проходила через создание картотеки книг, загадок, фонограмм о школьной жизни, школьниках, их поступках, принадлежностях. (С. Баруздин «Кто сегодня учитель?», А. Бартo «Подружки идут в школу» и др., что дополнительно позволяло обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Провели конкурс чтецов (стихи о школе).
СЛАЙД № 7 посещение воспитанниками подготовительной группы ближайшей по району школы (СОШ № 16, ПРОГИМНАЗИЯ). Уже на протяжении многих лет существуют совместные традиции:
- торжественная линейка 1 сентября
- совместные дни здоровья
- знакомство с библиотекой (взаимопосещения «День дарения книг»)
- обзорная экскурсия по школе (посещение кабинетов и знакомство с предметами, изучаемыми в школе; медицинские кабинеты, раздевалка, столовая и тп);
- посещение урока в первом классе
СЛАЙД № 8 Важным аспектом в подготовке детей к школе является работа с родителями. Она включает в себя не только доску объявлений, где можно поместить различную информацию, но и
- оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе : «Советы родителям будущих первоклассников»; «Готовим руку к письму»; «Как подготовить ребенка к школе»; «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»; проводились индивидуальные консультации по запросам родителей.
- совместные родительские собрания с учителями начальных классов (СОШ № 16, ПРОГИМНАЗИЯ).
- был создан и рассматривался фотоальбом «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев и сестер в школьные годы.
СЛАЙД № 9 На протяжении всего года в период НОД в ходе воспитательно-образовательного процесса использовались дидактические игры ("Назови школьные принадлежности", "Придумай предложение", "Подбери синонимы", «Звук потерялся", "В портфеле лежат»); была организована и проводилась сюжетно – ролевая игра «Школа»; при подготовке к занятию использовался звуковой сигнал звонка – колокольчик. Был проведен цикл бесед «Скоро в школу», направленных на расширение кругозора детей, уточнения представлений о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников
СЛАЙД № 10 Охрана жизни и здоровья детей. В пространстве группы выделено место для физкультурного уголка, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение и способствует развитию творческих способностей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.
- закрепление правил ПДД (безопасный путь от дома до школы, схемы движения
СЛАЙД № 11 (Группы здоровья, посещение ДОП) По запросам родителей в нашем учреждении в рамках оказания дополнительных платных услуг ведутся занятия в кружке «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей». Работа ведется по трем направлениям: обучение грамоте и письму, математика и логика, бумаготворчество.
СЛАЙД № 12 Ведущими педагогами нашего города (дошкольники и начал. классы) был разработан педагогический мониторинг готовности детей к школьному обучению. (Таблица)
СЛАЙД № 13 Мы воспитатели выполняем поставленные задачи для успешной адаптации, однако, зачастую педагоги отмечают, что поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления. Одной из причин я считаю, что у родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. Но, как считают психологи, если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Поэтому, поставленные задачи требуют комплексного решения, и нами были определены три основные направления работы.
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
Для отслеживания результатов и проверки достоверности поставленной цели в начале учебного года педагогом-психологом Пушевской Оксаной Александровной был подобран комплекс диагностических методик. Он включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями.
В заключении можно сказать, что положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с основными общеобразовательными программами начального общего образования. Таким образом, исключается дублирование программных областей знаний, и обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
СЛАЙД № 14 ИТОГ: основными показателями благоприятной адаптации являются : формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности.