Елена Чистикина
Консультация логопеда «О развитии речевого дыхания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют
Потому, что болеют, а болеют потому,
Что не умеют правильно дышать.
Научите их этому – и болезнь отступит».
(А. Н. Стрельникова)
Одним из важных разделов логопедической работы с дошкольниками является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Проблемой формирования речевого дыхания занимались Л. И. Белякова, А. И. Максаков, О. В. Правдина, Е. И. Радина, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев и другие. От правильности речевого дыхания «зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи», подчеркивает Э. М. Чарели.
Публикация «Консультация логопеда „О развитии речевого дыхания у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Г. В. Артоболевский указывает на то, что при правильном использовании дыхания в речи воздух расходуется экономно и равномерно, а пополнение его запаса происходит своевременно и незаметно. В своих исследованиях В. Савкова отмечает, что фонационное дыхание дает значительное количество энергии для голоса, а также участвует в выравнивании силы звучания звуков [35]. В многочисленных логопедических исследованиях (Е. С. Алмазова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, О. С. Орлова) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание.
Работая учителем-логопедом в дошкольном учреждении часто сталкиваюсь с детьми, имеющими нарушения речи. Численность логопатов растет с каждым годом. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Дефекты речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение многих групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Речевой аппарат человека — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи:
1 — твердое небо;
2 — альвеолы;
3 — верхняя губа;
4 — верхние зубы;
5 — нижняя губа;
6 — нижние зубы;
7 — передняя часть языка;
8 — средняя часть языка;
9 — задняя часть языка;
10 — корень языка;
11 — голосовые связки;
12 — мягкое небо;
13 — язычок;
14 — гортань;
15 — трахея
Он включает в себя несколько звеньев:
дыхательные органы;
органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов;
органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука;
головной мозг.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз отрицательно влияющие на развитие речи детей. Таким образом речевое дыхание является очень важным.
Существуют упражнения для развития речевого дыхания, которые проводятся ежедневно в течении 5-10 минут с детьми от 3 до 6 лет, имеющими различные нарушения речи- это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Параллельно ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить звуки речи. Данные упражнения можно использовать как физкультминутки в процессе логопедических занятии или в домашних условиях.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Задачи:
1. Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
2. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
3. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
4. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
5. Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
6. Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимым условием постановки звуков.
Существуют три основных направления воздушной струи:
1) воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-губных, заднеязычных, переднеязычных, свистящих.
2) воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих звуков и вибрантов.
3) воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных звуков.
Воздушная струя
Широкая (при произнесении шипящих звуков) Узкая (при произнесении свистящих звуков)
Тёплая (при произнесении шипящих звуков) Холодная (при произнесении свистящих звуков)
Слабая Сильная
Рассеянная Направленная
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Требования к проведению игровых упражнений:
3-5 минут в проветриваемом помещении;
упражнение повторяется 3 – 5 раз;
дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
обязательно чередовать с другими упражнениями.
На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует сначала научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох, используя игровые упражнения.
Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
В своей работе я использую дыхательные тренажеры, изготовленные самостоятельно и совместно с детьми из доступных материалов.