Юлия Бреднева
О лексиконе ребенка. Развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как тебя зовут, трава?
Название трав красивы и поэтичны. Пижма – пуговичник, дикая рябинка; бессмертник – желтые кошечки, полевые овечки; лебеда – мать белая; коровяк – адамова свеча. А еще: венерин башмачок, мать-и-мачеха, хвощ. Собирая коллекции обозначений хорошо знакомой травы, мы, во-первых, Будто бы по-новому ее видим (подорожник, он же струнник, а во-вторых, удивляемся внутренней системности наименований. Здесь и «зверь» присутствует (медвежье ушко, заячья капуста, и составные наименования (о чабреце – богородичная трава, и темное, загадочное обозначение (сныть, и, наоборот, прозрачное (пастушья сумка, пустырник, и цветообозначение (белый донник, желтый донник, желтые кошечки). Но не только о траве сейчас пойдет речь. Проблематизация, как теперь стали говорить, а точнее – драматизация в оценке русского языка касается трех проблем: безграмотности, распространения сквернословия и нашествия заимствовонных слов. Все это серьезно, кто бы не спорил, но полвека назад в интеллигентских семьях говорили еще об одной драме, обсуждали объем лексикона, в частности красноречивую «дельту» : 4-5 тысяч – запас слов у обычного человека и 23 тысячи – уровень Пушкина. Как для родителей, и для воспитателей проблема детского лексикона исключительно важна, пока ребенок еще не вырос, пока его мышление пластично и отзывчиво на все новое.
Публикация «О лексиконе ребенка, Развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Узнать название- увидеть вещь. «Неназванные предметы как бы прячутся от нас, как прятались квазары и черные дыры, пока их не открыли ученые и не дали им имя».
Технический прогресс подчас парадоксально искажает восприятие реальности. Нам кажется (именно кажется, что дети знают ну очень много слов, в том числе (если говорить о старших детях) и таках, которых и мы, старшее поколение, не знаем. Но это не так. Наша задача заботиться о максимальном расширении запаса слов, которые знает ребенок (пассивный лексикон) и которым хорошо, свободно владеет (активный лексикон). Эта озабоченность «дореволюционная» : о запасе слов говорили и писали еще в 19 веке. Но вот в 21 столетии у родителей несколько видоизменилась ориентация, важнее стало раннее изучение английского языка, без которого сейчас никуда. Пафос предлагаемой дидактической установки можно выразить так: дорогие родители, проявите уважение и интерес к родному языку, найдите время и силы, чтобы обогатить его в устах вашего ребенка, задумайтесь о расширении, пополнении, оснащении лексикона вашего малыша. Их психологии известно: если слово усвоено в раннем возрасте, оно попадает в оба полушария головного мозга, если позднее – только в левое. Кстати, реализовать все это несложно. Идем с малышом в тот же магазин, но попутно (по пути) замечаем: вот подорожник, а вот пырей, а это розетка одуванчика. А если вверх посмотреть: ясень!
Собственно, нужно всего лишь не лениться дарить ребенку новые и новые для него слова. О чем знаем, про то и говорим. Поздним вечером хорошо показать созвездия. Легко запоминается Кассиопея, похожая на латинское W. Легко отыскивается созвездие Близнецов: Кастор и Поллукс. Если весна, то порадует нас созвездие Лебедя. Если на дворе зима, то в половину неба блещет Орион. Небо заговорило, познакомилось с нами, потому, что мы заинтересовались им. Мир становится насыщенее, интереснее, когда мы запоминаем многочисленные его имена, обогащая собственное мышление и зрение. Почему это важно? Так ли значимо, много слов знает ребенок или чуть меньше? Ответим по пунктам.
1. Слово не просто обозначает предмет, оно выполняет кумулятивную функцию – функцию накопления знаний, именно к слову прилипает масса сведений, слово их сохраняет и систематизирует.
Когда тебе читают вслух, ты незаметно усваиваешь, что деликатный – это не совсем то же самое, что тактичный, а глубокий и глубинный не вполне синонимы.
2. «Собирать» слова, запоминать их, составлять коллекции слов для описания и повествования, для приветствия и благодарения, для комплимента и утешения, конечно же, полезно, поскольку слово – инструмент общения, и хорошо, когда инструментов много. Но пополнять коллекции слов еще и приятно. Внутри нас живет древнейший инстинкт собирательства. И удовлетворять его можно далеко не только заметными, видимыми коллекциями наклеек или кукол, но также незаметными, невидимыми коллекциями слов.
Другими словами, мы получаем удовольствие при пополнении своих, в том числе и словарных коллекций.
3. Полноценное усвоение слова требует, если это конкретный предмет, подключения осязательного модуса восприятия. Пальчиками проверим, почему так назвали траву мать-и-мачеха. Через пальчики название надолго запоминается.
4. Отдельное внимание можно обратить на детали предмета, как та или иная деталь называется. Профессор Н. Д. Голев проводил эксперимент, предлагая вставить пропущенное слово. Я не мог завязать ботинок, потому что на шнурке не оказалось. Оказывается, мы, взрослые, подчас и не знаем, как обозначить шлевку на ремне, наконечник на шнурке. Знает ли подрастающий человек, что разрез на пиджаке или пальто называется шлицей, а «железяка» за окном – это металлический фартук подоконника. Мы не настаиваем, что именно эти слова дети обязаны знать. Но почему бы родителям не передать то словарное богатство, каким в силу своей профессии или своего хобби они прекрасно владеют? Почему бы не представить малышу названия составных частей той же гитары, дрели, процессора, швейной машины?
5. Обязательное условие расширения лексикона – заучивание наизусть.
В недавнем еще прошлом, оканчивая среднюю школу, ученик знал наизусть порядка сорока стихотворений и басен. Можно ли детя 21 века оторвать от ноутбука, чтобы поучить стихотворение? По большому счету, стихи сочиняются не для чтения, а для заучивания и повторения, именно они прекрасный инструмент выражения и переживания высоких, возвышенных эмоций. «Наизусть» дает еще одно преимущество. Известно, что для надежного усвоения информация должна минимум пять раз проциркулировать по каналам памяти. Заучивая, мы одаряем слова, и целые предложения, и целые строфы запасом прочности, что важно для самого языка, а себя обеспечиваем новым набором инструментов выражения эмоций.
6. Специалисты, интересующиеся кайнэрастией, т. е. наукой, изучающей феномен стремления человека к новизне, цитируют психологов, напоминавших, как важно ребенку знакомиться с чем-либо новым. Кора головного мозга у ребенка недосформирована, она продолжает формироваться, и новое создает необходимые импульсы для развития. Нам кажется, что мы развиваем речь, но оказывается, что мы развиваем мышление в целом.
7. И вот что еще важно. Почему привели пример о походе в магазин и рассматривании «живой» травы? Потому,что знакомство со словом по возможности целесообразно осуществлять через знакомство с предметом, без посредников – картинок.
Люди вокруг себя перестали видеть красоту. Они смотрят на картинки, нарисованные! И сразу рисуют ствол коричневым, не задумываясь.
Ребенок не видит, что ствол у дерева не просто коричневый, а морщинестый, серый, как кожа у слона. Все это нарисовано другими людьми. И дети бедные поэтому, бедное восприятие.
8. Русский язык не только сложен и богат, но и очень красив.
Язык в каждой своей клеточке – слове выступает не только средством мышления, но и средством общения.
9. Помимо ознакомления детей с обильным количеством названий предметов, явлений просто вспоминать слова, например на какую – то букву алфавита. Например игра «Грузить пароход» - грузить пароход на букву Щ. Еще более трудная игра - сичинение рассказа, все слова начинаются с одной и той же буквы. Здесь и посмеешься, но и слов повспоминаешь множество.
Игра (подбери синонимы)
• Одежда, платье, наряд, костюм.
• Аккуратный, опрятный, чистый.
• Красивый, прекрасный, великолеппый, роскошный, восхитительный.
• Красный, румяный, алый, багряный, пурпурный.
• Зеленый, изумрудный, малахитовый.
• Старый, ветхий (о вещах, дряхлый.
Игра (подбери антонимы)
• Грязный – чисты
• Гладить – мять;
• Укорачивать – удлинять;
• Завязать – развязать;
• Надевать – снимать.
• Сытый – голодный
• Полдень – полночь
• Праздничный – будничный
Игра «Родственники»
Подберите родственные слова к слову повар.
(Повар, повариха, поваренный, поваренок, поварешка, варить, сварить, вариться, поварской)
10. А что же взрослые? Как взрослому человеку расширять свой лексикон?
Учить наизусть стихи? Читать словари? Можно, но только сразу в активный лексикон слово не войдет. Есть другой метод. Из книги или журналов выписывать понравившиеся фразы, цитаты, контексты, сначала отмечая карандашом на полях, потом переносим в общую тетрадь. Потом записи перечитываем и не один раз. Так в готовом виде мы получаем новую пищу для оживления своей речи информацией, или образами, или микрожанром пословицы.
Детям много чего предстоит выдержать в будущем, и запас слов, в том числе крылатых слов, а также запас пословиц, цитат пригодится им для полноценной, долгой, богатой общением и открытиями жизни.