Яна Федоровых
О гендерном воспитании в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ
2010 год был юбилейный для гендерных исследований в России – этому направлению исполнилось20 лет. В последнее время гендерные исследования стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблема все чаще появляется в различных направлениях педагогики и актуальна сегодня в нашем образовании как никогда.
Публикация «О гендерном воспитании в детском саду» размещена в разделах
Что же такое «гендерное воспитание»? «Гендер» подразумевает видимые различия личностных и поведенческих характеристик мужчин и женщин, связанных напрямую с действием биологических факторов и спецификой социального взаимодействия. Слово «гендер» ввел Джон Манн в 1955 году. Гендерная социализация – воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских ролей – охватывает всю жизнь человека.
Почему гендерное воспитание очень важно в дошкольном возрасте? Потому что именно в этот период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная, полоролевая идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех лет формируется гендерная устойчивость; дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и, что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений. На третьем году жизни они подкрепляют или осуждают нетипичное для данного пола поведение. При этом сверстники больше влияют на поведение мальчиков, осуждая проявления женских черт, чем девочек, поведение которых не соответствует представителям женского пола (дерутся и т. п). Женственных мальчиков отвергают мальчики, но, охотно принимают девочки. И наоборот: «пацанячьих» девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Исследования показали, что в среде мальчиков в направленности межличностных отношений гуманного характера, прежде всего, идет ориентация на мнение сверстников (группы своего пола), а в среде девочек – ориентир на мнение взрослого человека.
Важная роль в формировании гендерных ценностей принадлежит семейному воспитанию. Именно в семье в мировоззрении ребенка формируются базовые представления о понятии мужского и женского. Родителям необходима определенная установка на целенаправленное гендерное воспитание и осознание высокой ответственности за то. Кого они воспитывают : мальчика или девочку. Они должны дать первоначальные гендерные понятия своему ребенку: почему мальчики и девочки различаются, что они не должны делать, каким смыслом должна быть наполнена жизнь мужчины в отличие от жизни женщины. Как только у ребенка сформировалась гендерная идентичность – отожествление себя с соответствующим полом, - запускаются механизмы гендерной мотивации, которые стимулируют этот, а не другой тип поведения.
Работая в группе, где 86% состава (18 из 21 ребенка) – мальчики, испытав затруднения в выборе стратегии воспитания мальчишеского коллектива, я стала уделять проблеме гендерного воспитания детей особое внимание.
Прежде всего, необходимо создать условия для гендерной социализации воспитанников. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек отразилась на организации предметно-пространственной развивающей среды в группе: разное пространство для девочек и мальчиков, игрушки и зонирование с учетом полового признака.
При организации и проведении занятий учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даем типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность. С девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению того или иного задания, а мальчикам сообщаем лишь принцип их выполнения. От мальчиков не требуем настойчиво полных ответов на вопросы: у них хуже, чем у девочек, развиты беглость и скорость речи и меньше объем слов в единицу времени. При анализе стараемся оценивать знания своих воспитанников, а не их поведение. Необходимо помнить: девочкам важно, как (в какой форме, каким тоном) их оценили, а мальчикам - что именно в их деятельности было оценено. На физкультурных занятиях планируются разная дозировка упражнений и разные основные виды движений.
Даже на музыкальных занятиях с учетом пола детей подбираются песенный репертуар и танцевальные движения. В совместной деятельности больше времени отводится для конструктивных и строительных игр, моделирования, творчества, в играх преобладают определенные сюжеты.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые также распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу связанную с применением физической силы, девочки – с аккуратностью, тщательностью, но и мальчиков мы приручаем к порядку, аккуратности и чистоте.
Мальчишеские группы отличаются высокой соревновательностью, имеют выраженную иерархическую структуру и дисциплину. У мальчиков значительно выше уровень агрессивного поведения, конфликтности, применения физической силы, борьбы за лидерство. Поэтому так важно удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности и победе, учить разрешать конфликтные ситуации, добиваться лидерства не силой, а переговорами.
Нам воспитателям-женщинам, ближе игры семейно-бытовой тематики, а мальчишкам нашим необходимы «мужские игры» (в войну, детективов, полицейских, черепашек-нинзя, супер-героев, динозавров) с беготней, агрессивностью, криками, шумом. В них они учатся быть смелыми, находчивыми, преодолевать трудности, становится мужчинами.
Наша современная жизнь быстра и изменчива, но мы должны всегда помнить, что при воспитании подрастающего поколения необходимо пользоваться социальными половыми ролями. И тогда наши мальчики будут иметь такие качества, как воля, сила, лидерство и мужественность, а девочки будут женственными. Ведь по сути мальчики и девочки – это два разных мира.
Тем, кому интересна проблема гендерного воспитания, советую познакомиться с такими работами:
-«Гендерные особенности родительских отношений в семье» И. Г. Дорошиной;
-«Психологические основы гендерного воспитания» Н. П. Аникеева;
-«О гендерном образовании дошкольников» О. Нагель (журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2008);
-«Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному» В. Д. Еремеевой
Желаю вам мира, добра и взаимопонимания с вашими детьми!