МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к культурно-историческим ценностям родного края

Ольга Никольская
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к культурно-историческим ценностям родного края
▼ Скачать + Заказать документы

«Нельзя любить свою большую Родину – Россию, если не знаешь края, в котором живешь!»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к культурно-историческим ценностям родного края» размещена в разделах

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины.

Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Наш Крым уникален и, безусловно, он отличается от других регионов нашей страны. Издревле Крым был полиэтнической территорией. Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире.

Он обладает богатым культурным наследием, которое уходит своими корнями вглубь веков и является общим достоянием народов России.

Чтобы отразить особенности регионов нашей страны и удовлетворить потребности и интересы детей — носителей различных культур и языков, существует вариативная часть государственного стандарта, которая допускает создание программно-методических материалов.

"Крымский веночек" - такое название носит региональная программа Крыма по межкультурному образованию детей дошкольного возраста, которая направлена на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона.

Цели и задачи реализации программы

Основными целями реализации программы «Крымский веночек» являются следующие:

воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной;

воспитание любви к Родине;

– подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами, этническими, национальными группами.

Цели отвечают содержанию и направленности международных и российских документов о правах ребенка и об образовании.

Задачи программы:

1. Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения, гражданской позиции:

– к семье, родному дому, городу (селу, поселку, Родине;

– к природе родного края;

– к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности, уважения к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.

3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и народным праздникам.

4. Воспитание уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей, чувства собственного достоинства и толерантности.

5. Ознакомление детей с историей, природой Крыма, историей города, села, в котором они живут, с людьми, прославившими эти места.

6. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающих в Крыму – в том числе с семейными и народными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.

7. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

8. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

9. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Отличительные особенности программы

• Направленность на развитие личности ребенка.

• Патриотическая направленность программы.

• Направленность на развитие познавательных способностей.

• Направленность на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

• Направленность на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Содержательная часть программы представлена разделами

«Природа Крыма»

«Люди Крыма и их культуры»

«Взаимодействие с семьями воспитанников».

Раздел «Люди Крыма и их культуры» конкретизируется в подразделах:

«Речевое общение на родном языке и “языке соседа”», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников», «Художественная литература», «Музыка», «Играем вместе».

Перед педагогами МБДОУ «Детский сад «Сказка» городского округа Судак» стоит немаловажная задача – воспитание любви к «малой Родине». В нашем детском саду ведется активная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. На основе программы «Крымский Веночек» мы разработали и используем в кружковой деятельности Дополнительную Образовательную программу гражданско-патриотического воспитания «Заповедными тропами», возраст 5-6 лет и Дополнительную Образовательную программу туристско-краеведческой направленности «Заповедными тропами», возраст 6-7 лет.

Программа патриотического воспитания в детском саду подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методической работы в данном направлении. Мы считаем, если педагог сам не испытывает чувства любви к Отечеству, то он не сможет передать его детям. Также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам.

Методическая работа по патриотическому воспитанию в МБДОУ направлена на повышение профессионального уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, взаимопосещения занятий.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с детьми как: наличие патриотических уголков в возрастных группах; организация экскурсий, целевых прогулок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, проведение тематических занятий-рассуждений на патриотическую тематику.

Ежегодно в МБДОУ творческой группой педагогов составляется план мероприятий по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательно-образовательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, мастер-классы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики, тематические занятия по изучению истории и героического прошлого.

Полученные знания об истории народа, его культуре, социальном укладе, традициях народностей Крыма, историческом прошлом помогут детям понимать и изучать глубину и прочность связи человека с родным краем, сформировать активную гражданскую позицию – беречь мир.

Формирование патриотического воспитания дошкольников объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Духовно-нравственное направление – «Крым многонациональный»

Целью которого является:

- восстановление традиционного образа семьи как величайшей святыни, воспитание традиционной бытовой и семейной культуре и заботливом отношении к членом своей семьи;

- сохранение и развитие семейных традиций, дружбу народов, формирование уважительного отношения к родителям, популяризацию таких праздничных дат, как День защиты детей, День пожилого человека, День матери;

- принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымско-татарского народов;

- обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее;

- воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым.

- воспитание бережного отношения к патриотическому и духовно-культурному наследию, участие в сохранении историко-культурного достояния.

Мероприятия в рамках данного направления в нашем детском саду ведутся по следующим темам: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).

Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города, «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы в нашем городе», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?»

Цикл праздников народов Крыма (Праздники День Народного Единства, Рождество, Крещение, День защитников отечества, Масленица, Международный женский день, День воссоединения Крыма с Россией, Пасха, Праздник весны и труда, Ураза - Байрам, День победы, День России, День Святой троицы, Курбан-байрам).

А так же в нашем детском саду создан этнографический музей «Дружба народов» с помощью родителей, педагогов и воспитанников.

Для более эффективной работы по формированию патриотического воспитания дошкольников необходимы следующие условия:

- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе;

- тесное сотрудничество педагогов МБДОУ с родителями;

- подготовленность педагогов и родителей к решению поставленных целей и задач.

Таким образом, ознакомление дошкольников с патриотическими направлениями позволяет обогащать представление детей о прошлом и настоящем, уважительному отношению к традициям и религиозным убеждениям других народов, проявлять естественный интерес к Родному краю, способствует развитию у детей любви к Родине и Отечеству.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к культурно-историческим ценностям родного края
Опубликовано: 6 октября 2022 в 13:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к культурно-историческим ценностям родного края» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никольская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД