Аслямова Люция
Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством осмысления истории своей семьи
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством осмысления истории своей семьи» Воспитатель : Аслямова Л. З.
Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством осмысления истории своей семьи» размещена в разделах
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Уходят в прошлое понятие «родной дом», семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится.
Родной дом – сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, семейными традициями. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Родными становятся улица, посёлок (город, край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому, по сути, является первой ступенью гражданского воспитания человека.
Понятие «родной дом» для ребё нка складывается из нескольких важнейших составляющих:
-само здание, стены и крыша над головой;
-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники;
-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности).
Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1. Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.
2. Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
3. Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, был создан проект «Я и моя семья». В ходе бесед среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Вернувшись в детский сад, после зимних каникул дети стали наперебой рассказывать о совместном отдыхе с родителями, встречах в кругу семьи, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, тема проекта - «Моя семья- моя родословная» позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.
Цель проекта: Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей.
Задачи проекта:
1. рассказать о понятиях: «род», «родословная», «семья»,
«родители», о русских семейных традициях, семейных реликвиях;
2. воспитывать уважительное отношение к родным и близким,
углублять у дошкольников представления о семье;
3. формировать представления о родственных связях, развивать
связную речь;
4. закреплять знание имён и фамилий, отчеств родителей, бабушек
и дедушек, воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи; Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях.
5. обогащать детско-родительские отношения опытом совместно-
творческой деятельности;
6. развивать у дошкольников умение составлять рассказ о своей
семье, создавать герб и генеалогическое древо семьи.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений родственных отношениях посредством изучения семейных традиций и создания, совместно с родителями, альбомов «Моя семья»» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
1 этап: Подготовительный:
1. Подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми;
2. Подбор художественной литературы по теме;
3. Подборка материала для изобразительной деятельности;
4. Консультации для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»; «Семья и семейные ценности.», «Воспитание у детей любви к родному краю и семьи»
5. Разработка конспектов образовательной деятельности.
Предварительная работа: поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народная сказка «Три дочери», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
- рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».
- просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
II этап. Активный (основной).
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Строим дом», «Дочки-матери», «День рождения», «Путешествие» Дидактические игры: «Чей дом?», «Чей малыш?», «Профессии», «Инструменты», «Что сначала, что потом?», «Из чего сделано?», «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для… ”, “У кого сегодня день рожденья? ”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, Огорчится ли мама, если… ” др. Игры-драматизации: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Познавательное развитие : Цикл занятий: «Моя мама лучше всех», «Что умеют наши мамы», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». «Трудно ли быть папой?
Тематические беседы: «Какой я?», «Мы разные», «Моя семья», «Что означают наши имена?», «Как мои мама и папа заботятся обо мне», «Трудно ли быть мамой?», «Права и обязанности в нашей семье», «Как я провёл рождественские праздники в семье», «Как мы отдыхаем всей семьёй», «Встречаем гостей» «Знакомство с профессиями родителей», Классификация (мебель, одежда, посуда, электроприборы, бытовая техника, продукты питания).
Речевое развитие :
Составление рассказов: «Моя семья», «Любимый праздник», «Домашние питомцы», «Что на грядке выросло?», «Один день в лесу», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Бабушкины пирожки», «Как мы ходили в магазин»; «В гости к бабушке». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?» Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом»; сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси-лебеди», ненецкая сказка «Кукушка»; «Айога», рассказы Л. Н. Толстого; О. Осеева «Сыновья», «Мальчик – с пальчик».
- Разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!» Заучивание пословиц и поговорок о семье, о дружбе, стихи, загадки.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование на темы: «Автопортрет», «Моя мама», «Моя семья», «Мой дом», Аппликация: «Чайный сервиз», «Нарядное платье», Лепка: «Угощение», Пластилинография «Буква с которой начинается моя Фамилия» Конструирование: «Дом моей мечты», «Мебель для дома» Физическое развитие: Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик». П/и «Курица и цыплята» Работа с родителями Информация в родительском уголке: "День матери", "Новый год",«23 февраля»; «8 марта!». НОД: «В мире доброты»; «Правила дорожного движения». Фотоальбомы: «Вместе с бабушкой и дедушкой», «Наши профессии», «Семейный отдых». Консультации: «Духовно-нравственное воспитание», «Права и обязанности в семье», «Семейное древо «Моя семья»», «Семья и семейные ценности». Участие родителей : в осеннем празднике: «Дары осени», «День пожилых людей». «Дела семейные»- изготовление кормушки. «День матери», «Капустные посиделки», «День защитника Отечества», «Праздник мам – 8 марта».
Творческие работы семей: «Генеалогическое древо»
Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о своей профессии.
Семейный групповой коллаж :«Моя семья». Создание группового альбома: «Домашние праздники»
III этап. Заключительный
Совместные праздники,чаепитие для детей и родителей,бабушками, играми и конкурсами. Выставка рисунков: “Моя счастливая семья”, «Мой семейный герб». Фотоколлаж: «Как я маме помогаю».
Ожидаемые результаты: 1. Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. 2. Дети осознают себя как частицу, причастную к истории и жизни семьи. Стремятся участвовать во всех семейных делах. 3. Дети умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. 4. Между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка. 5. Родители активно принимают участие в совместных с детьми и педагогами мероприятиях организуемых в группе и детском саду
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Работа способствовала воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям, активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей. Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. Дети расширили свой кругозор. У них появился интерес к истории семьи, семейным традициям.