юлия кургундаева
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию :
-создание условий для становления основ патриотического сознания детей;
-возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития;
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
-развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Помните, слова песни- «С чего начинается Родина?»
Да, любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям.
В нашем детском садике мероприятия по патриотическому воспитанию в приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как- День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День России, День Российского флага.
Как правило, всю неделю (тематическую) идет совместная подготовка к проведению мероприятия и воспитанники узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
Когда мы с детишками готовимся к празднованию Дня защитника Отечества, у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, защитники девочек. Всю неделю мы рассказываем о наших папах, которые служили в армии, в определенных родах войск.
Малыши активно участвуют в продуктивно-творческой деятельности-все работы для папы!
Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.
Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
Девочек нашей группы мы так же поздравляем, акцентируя внимание на их красоте, нежности, потребности в защите.
Как познакомить ребенка младшего дошкольного возраста с Великой отечественной войной?
Не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание детей об исторических событиях, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.
Ежегодно, в канун Дня Победы, в нашей групповой комнате совместными усилиями украшаются окна. Дети приобщаются к подготовке Великого праздника.
Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы.
Сделать аппликативным способом ленточки Ленинградской победы или Георгиевскую ленточку - это посильная задача для малышей.
А когда они подрастут- узнают их символическое значение.
Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи и рассказы о войне, рассказать о боевой технике.
Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.
Народные праздники.
Не стоит забывать об огромном значении народных праздников в жизни ребенка. Как ребенок лучше освоит информацию о традициях своего народа? Несомненно, когда сам является участником празднования.
Масленицу для детей младшей группы мы организовываем, чаще всего на прогулке (в зависимости от погоды). Блины-это самое интересное для малышей! Всю неделю были блины и калачи из пластилина и соленого теста, а на празднике- настоящие!
Как правило, на Масленице проводятся игры и развлечения, где можно выиграть игрушку или получить конфету.
Государственная символика.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны.
В групповой комнате для малышей размещен уголок "С чего начинается Родина"
Воспитанники младшей группы уже наглядно определяют флаг своей страны, называют цвета триколора.
Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Русская березка, жарки, родная речка Бейка-все наше, родное.
Проведение экскурсий, посещение достопримечательностей-еще один метод познания родного края, но для нас это в будущем году. Сегодня –пока совместные прогулки с родителями.
Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом.
Игры- «Дом, в котором я живу». «Наш детский сад», «Волшебные слова», «Как меня называют ласково", "Я-помощник!", "Наша дружная семья".
Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.
Что подразумевает нравственное воспитание ребенка? Это усвоение моральных правил. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игровые упражнения «Докончи пословицу о дружбе», «В стране вежливых слов», «Что хорошо, что плохо» способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В игре «Вежливо-невежливо», задаю детям вопросы из ситуаций повседневного поведения, в которых дети знают как вести себя. Получается своеобразное повторение и закрепление правил поведения. Игровые развивающие ситуации: «Кукла Катя заболела», «Научим зверей приветствовать друг друга», «Угостим животных чаем»- воспитывают у детей добрые чувства к людям, животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу, одновременно формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи.
Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Школа» «Приходите к нам на чай», воспитывают гуманные чувства, учат детей быть вежливыми. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций. При распределении ролей, что бы избежать ссоры пользуемся считалками. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной. В процессе игр дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.
Ни для кого не секрет, что мощным средством нравственного воспитания детей являются- сказки. Слушая сказку, ребенок не только думает, но и сопереживает героям.
Сказку придумал народ, в ней заложен незаменимый источник любви к Родине. Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. После чтения сказки предлагаю детям выразить свое отношение к персонажам сказки, определить положительные и отрицательные качества героев, сделать вывод. Можно каждый день говорить ребенку, как правильно поступать, но он этого может не услышать, а совсем другое, когда ребенок глубоко сочувствует, переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чем раньше ведётся работа, по формированию патриотического воспитания у дошкольников, тем прочнее и устойчивее будут сформированы у них, нравственные качества и наши дети вырастут настоящими патриотами своей Родины, которые будут способные на героические поступки.