Евгения Ворошнина
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной»
В настоящее время актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Принята и реализовыается государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной» размещена в разделах
В системе дошкольного образования произошли определё нные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее образовался вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Очень важно приобщение ребёнка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём
Дошкольный возраст как период "очеловечивания" ребёнка и фактического складывания личности имеет свои потенциальные возможности для начала формирования высших нравственных чувств. В этот период начинает развиваться и чувство патриотизма, так считали русские педагоги К. Д. Ушинский, С. А. Водовозова.
И поэтому патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования в целом и в нашем детском саду, в частности.
Объект исследования – процесс воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Предмет исследования – педагогические условия патриотического воспитания дошкольников (знания, навыки, привычки, способы поведения, формирующиеся в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей) через ознакомление с историей и культурой родного города, родного края
Цель: формирование представлений детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе работы над данной темой определила следующие задачи:
задачи:
• формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города;
• формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
• развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа);
• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
• воспитывать чувство сопричастности к жизни города, любовь к родному краю.
Выделила эти задачи в качестве приоритетных потому, что далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такую богатую социокультурную среду, а именно:
- краеведческий и художественный музеи;
- детские библиотеки;
- эколого-биологический центр «Касатка» и др.
Технология опыта
Принципы построения педагогического процесса :
- принцип историзма;
-принцип поэтапности;
- принцип дифференциации;
- принцип учета индивидуальных особенностей;
- принцип коллективизма;
- принцип интегративности;
- принцип сотрудничества семьи, ДОУ и социума;
- принцип уважительного отношения к личности ребенка.
Методы и приё мы:
- метод акцентирования деталей;
- метод вызывания адекватных эмоций;
-метод оживления детских эмоций с помощью литературных произведений;
- метод музыкального сопровождения.
Приё мы:
- рассказ-образец;
- приём точных установок;
- игровые приёмы и др.
Направления работы:
- методическое сопровождение;
- создание развивающей среды;
- тематическое планирование;
- организация работы с детьми в разных видах деятельности;
- взаимодействие с семьей;
- мониторинг.
Формы работы:
- тематические экскурсии и целевые прогулки;
- самостоятельные занятия по музейной педагогике;
- интегрированные, комплексные и другие вариативные образовательные мероприятия с детьми и их родителями по теме ознакомления с малой Родиной;
- совместная деятельность педагогов, детей и родителей по сбору информации, подбору видеоматериалов, выполнение домашних заданий, проведение акций;
- самостоятельная деятельность детей в уголке родного края, продуктивная, конструктивная деятельность, развивающие игры и др. ;
- культурно-досуговые мероприятия патриотического содержания.
Среди разнообразных форм работы с детьми наиболее значимыми для восприятия детей считаю :
- экскурсии и целевые прогулки; - фото
- познавательные рассказы; - фото
- встречи с интересными людьми; - фото
новые формы работы: (фото)
- элементарное исследование объектов;
- ситуации-предложения;
- игры-путешествия, состоящие из проблемных заданий;
- поисково-познавательной деятельности детей и взрослых в виде домашних заданий;
- квест-игры.
ВЫВОДЫ:
В результате проделанной работы отметила, что у детей заметно стали изменяться ценностные ориентации:
- познавательные : у детей повысилась потребность в получении новых знаний, значительно расширился их собственный опыт по данной проблеме;
- ценности переживания: дети проникаются чувством красоты, к родному городу, краю, природе, где живут.
У детей появилась социальная ориентация - понимание переживаний другого человека, стремление помочь другому человеку; заметно повысился интерес к событиям в детском саду, родном городе, крае, их историческим событиям и памятным местам.
У родителей повысился интерес к работе ДОУ, активнее стали принимать участие в учебно-воспитательном процессе и в особенности в обобщающих мероприятиях по теме проектов, заметно повысилась родительская компетентность по данной проблеме.
В этом году, работая с детьми старшего дошкольного возраста, разработала долгосрочный, исследовательский проект на два года работы с детьми на тему: «Родной Хабаровск-ты часть России»
Список использованной литературы
• Н. Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной» - Из-во «ТЦ Сфера», 2015 г.
• Н. Н. Леонова «Мир природы родной страны»- Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2018 г.
• А. Е. Тихонова «Твой родной край»-Хабаровское книжное издательство
• Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999г.
• Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004г.
• Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
• Якуева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
• А. Ф. Родин, Ю. Е. Соколовский - М. : «Просвещение», 1974. – 155с.
• Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007.
• Комратова Н. Г., Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005год №1
• Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.
• Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране. Изд: Просвещение, 2009 .
Интернет-ресурсы:
https://old.yartsevo.ru/about_pamiatnic.htmhttps://www.google.ru/search?sourceid
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE