Нина Харламова
Консультация «Новогодние каникулы с пользой»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Русские мультфильмы, советского периода – это самая огромная сокровищница доброты и мудрости, которая осталась нам от 20 века. Старые советские мультфильмы носили не только развлекательный характер. Они учили детей чему-то нужному и важному, что могло помочь родителям в воспитании доброго, чуткого и трудолюбивого ребенка. Аниматоры, создавая новый мультфильм, с помощью рисунка пытались передать все позитивные и негативные черты героя. На основе этих рисунков, героев лепили, шили кукол или создавали рисованных персонажей. В положительных героев пытались вложить такие важные человеческие качества, как честность, смелость, справедливость, благородство и сострадание. В отрицательных персонажей – хитрость, лукавство, изворотливость, трусость. Эти черты не были размыты. Дети видели это по внешнему виду и поступкам героям, кто они, чему они учат или могут научить детей дошкольного возраста. В каждом советском мультфильме, где есть добро и зло, побеждает добро, а зло наказывается или высмеивается, а героям помогают исправиться и стать лучше. В современных мультфильмах эти границы размыты, нет четких эталонов добра и зла. Герои ведут себя так, что взять с них пример не представляется возможным. Все это наносит непоправимый урон детской психике и здоровью.
Публикация «Консультация „Новогодние каникулы с пользой“» размещена в разделах
- Зимние каникулы с ребенком. Консультации
- Консультации для родителей
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
В настоящее время по телевидению показывают множество мультфильмов для детей, которые идут сутками напролет. По данным социологов, дошкольники 3-6 лет заняты просмотром телевизора, в частности мультфильмов в среднем 2-4 часа в день, т. е. это составляет 20-40% всего свободного времени ребенка. Это на порядок превосходит время общения детей со сверстниками и взрослыми. А многие родители относятся к мультфильмам исключительно как к весёлому времяпрепровождению своих детей и мало интересуются смыслом показанного мультика.
ВОЗ не рекомендовала смотреть мультфильмы детям младше 3-х лет, в силу того, что быстро сменяющиеся зрительные образы могут негативно влиять на психику детей. Исключение составляют старые добрые диафильмы. Я бы назвала это огромной книгой на стене. Каждый кадр с картинкой и небольшим текстом, который объясняет происходящее действие. Именно благодаря диафильмам, научились читать многие дети, в том числе и я. Диафильмы помогали привить любовь к чтению, а взрослые, находили время, которое посвящали с пользой своим детям. Я до сих пор помню наши семейные творческие вечера. А их таинственность и сказочность навсегда остались в моей памяти. Старые советские мультфильмы также имеют медленную смену кадра, динамичность персонажей доступна восприятию ребенком, герои не искажены, имеют реалистичный внешний вид, который не оказывает негативное влияние на ребенка. Обратите внимание на современные мультфильмы. К сожалению, в них легко можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики вашего ребёнка: переизбыток агрессии и насилия на экране, слишком подробные сцены драк с кровью, убийства, демонстрации атрибутов смерти (кровь, смерть, кладбища). Главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни. Полная безнаказанность, плохой поступок персонажа не порицается, а иногда даже приветствуется. Таким образом, у ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем. Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей. А в результате неправильного формирования инстинкта самосохранения, неосознанно подталкивает ребёнка к суициду. Персонажи могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране, а ребёнок в реальной жизни может попытаться повторить «подвиг» своего любимого героя. Так что вы должны помнить, что включив мультфильм малышу, вы тем самым, несете ответственность за то, чем наполнится его подсознание, какие образы и мысли поселятся в его голове. С этим согласны и наши российские психологи и педиатры. Именно это и подтолкнуло меня на создание педагогической разработки и подбор мультфильмов, которые не только не нанесут детям психологическую травму, но и посеют в его душе ростки нравственности и любви. А рекомендации после просмотра мультфильмов в виде разнообразных видов деятельности и творчества, помогут ребенку и родителям воплотить зрительные образы в поделках, рисунках, играх.
2. Актуальность и новизна педагогической разработки
Актуальность и новизна педагогической разработки заключается в том, что дети уходя на зимние каникулы, часто бывают предоставлены сами себе, а родители не всегда знают, что делать с детьми целых десять дней. Именно это натолкнуло меня на мысль создать это пособие, которое буде востребовано не только родителями, бабушками и дедушками, но и педагогами работающими с детьми в интернатах, детских домах, зимних каникулярных лагерях по интересам. Что скрывать, чаще всего детям дозволено взрослыми сидеть перед телевизором и ПК долгие часы, особенно если погода не благоприятствует прогулкам, катанию на лыжах и коньках, семейных походах в музеи, кукольные театры, кинотеатры. Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Я думаю, что мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир и яркие впечатления. Ведь мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: они расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями, показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражать, что способствует формированию оценочного отношения к миру, развитию мышления, пониманию причинноследственных связей, формируют эстетический вкус, чувство юмора.
В последнее время на жизнь детей огромное влияние оказывает телевидение, в том числе мультфильмы, которые стали неотъемлемой частью жизни. В моем детстве мультфильм был радостью и подарком нам, детям. Смотрели их обычно всей семьей.
Я до сих пор помню наши семейные творческие посиделки. Когда мы всей семьей смотрели диафильмы, а потом, вместе с младшей сестрой и родителями, бабушкой и дедушкой, рисовали сказочных героев, шили кукол по мотивам сказок, лепили, вырезали из бумаги, делали собственные книги, ставили театральные постановки. Я никогда не забуду этой радости общения, атмосферы творчества, таинственности и сказочности происходящего, которые навсегда остались в моей памяти. Может быть поэтому я выросла таким творческим и разносторонне развитым человеком. Именно это мне и хотелось передать всем тем, кого это заинтересует в моей разработке. В этом году в нашем детском саду появился детский кинотеатр «Почемучки», который занял достойное место в образовательной среде ДОУ. Помещением для кинотеатра стала изостудия «Подсолнушки». Были сшиты затемняющие шторы, приобретен экран небольшого размера, диапроектор, собраны старые диафильмы с помощью родителей и педагогов, Подобраны развивающие и познавательные презентации и мультфильмы в формате МР4, DVD для наших воспитанников, что очень понравилось нашим детям.
3. Цели и задачи педагогической разработки
Познакомить детей дошкольного возраста с мультфильмами созданными в советский период нашего государства, а на основе впечатлений от просмотра, создавать творческие работы в разных изобразительных техниках.
Задачи разработки:
сформируют у ребенка представление об окружающем мире, о добре и зле, о дружбе и любви, о том, что хорошо, а что плохо;
повышать осведомленность ребенка о мире с помощью советской мультипликации; развивать его память, мышление, речь и творческое воображение;
развивать мелкую моторику с помощью различных видов изобразительной деятельности и художественного труда.
4. Возрастные и психологические особенности
В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, детям младше двух лет не рекомендован показ телепередач. Для остальных просмотр телевизора не должен превышать 1,5 часов в д в течении дня. ВОЗ не рекомендовала смотреть мультфильмы детям младше 3-х лет, в силу того, что быстро сменяющиеся зрительные образы могут негативно влиять на психику детей. Исключение составляют старые советские мультфильмы, но и их в силу особенностей детской психики, наши педагоги и психологи рекомендовали нчинать смотреть с 2-х летнего возраста. Психологи и врачи не рекомендуют смотреть несколько мультфильмов подряд. Делайте перерыв на обсуждение. Ребенок учится с помощью взрослых правильно оценивать ситуации, разбираться в эмоций мультяшных героев. При просмотре двух мультфильмов подряд впечатления могут исказится. А для ребенка важнее правильно понять суть в одной теме, чем создать кашу в голове сразу по нескольким.
Детям с нарушениями нервной системы, очень впечатлительным и с легкой внушаемостью, лучше сократить до минимума время, проводимое перед голубым экраном. Выбирая детскую передачу или мультфильм, нужно быть особенно осторожными, так как зрительные образы сильнее воздействуют на ребенка. После просмотра мультфильма или телепередачи следует обсуждать с ним увиденное и воспроизводить цепь событий. И самое главное. Просмотр мультфильмов никогда не заменит ребенку живое общение. Поэтому иногда стоит отложить все дела и вместо просмотра очередного мультфильма, предложить ребенку провести время вместе.
5-6. Особенности и структура написания педагогической разработки
Особенностью педагогической разработки является то, что она хоть и написана для семейного времяпровождения, но подходит не только для родителей, но и для воспитателей, педагогов групп продленного дня, воспитателей и вожатых зимних лагерей отдыха. Условие у меня только одно - взрослые должны смотреть мультфильм вместе с детьми, а после просмотра задавать вопросы которые есть в пособии. Можно задавать и придумывать свои. Если ребенок не смог ответить на ваши вопросы, не волнуйтесь, а посмотрите мультфильм еще раз. Поверьте, ребенок будет смотреть намного внимательнее, чтобы найти ответы. Помните, что хороший мультфильм должен быть наградой вашему сыну или дочке, вашим воспитанникам, а не каждодневным рутинным событием. А теперь настало самое интересное. В педагогической разработке вы найдете много интересных идей для творчества, скороговорки, загадки, игры на свежем воздухе. Не отказывайте и себе в удовольствии, устраивайте хотя бы раз в день семейный просмотр. Сделайте это семейной традицией. И вы получите массу положительных эмоций, а заодно лучше узнаете своего ребенка. И возможно, у вас появится новое семейное хобби: коллекционирование добрых и хороших семейных мультфильмов.
Структура разработки
Структура разработки проста. Просмотр рассчитана на 10 дней зимних каникул, в которые вы посмотрите 10 добрых русских мультфильмов. В начале вы говорите детям о том, что будете смотреть мультфильм. Его название. Попросите смотреть внимательно, ведь вы зададите им после просмотра вопросы. А кто ответит правильно, получит приз (фант, жетон), который сможет обменять на (сладость, игрушку, поездку к бабушке и дедушке, поход в кино). Интересуетесь, в какой технике выполнен мультфильм (кукольный, рисованный). После правильных ответов, вы предлагаете детям выбрать вид деятельности, который сможет закрепить знания о мультфильме и создать интересную поделку или рисунок. В приложении вы найдете также раскраски, анкету и рекомендации по безопасности. А также разные способы выполнения творческой работы по данному мультфильму. Данная разработка показывает, каким образом можно работать с мультфильмами, чтобы они способствовали достижению целей воспитания, обучения и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Я надеюсь, что она вас заинтересует и новогодние каникулы пройдут на самом деле с большой пользой, а дети со взрослыми побывают в гостях у русских мультфильмов. Вы воспользуетесь ею для повышения кругозора своих детей, развития их разговорной речи, воспитание их в добрых традициях нашего русского народа. Рекомендую вам начать с наших рекомендаций и правил безопасности при при просмотре детских мультфильмов и передач. А сейчас, начинаем веселый новогодний просмотр. Первый день начался. Удачи вам и творческих успехов!
Правила безопасности
Будьте внимательны, если:
1. Главные героя мультфильма ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины или поджигают дома, у них нарушено гендерное поведение);
2. Персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда и т. д.);
3. Герои неуважительно относятся к людям, животным, растениям;
4. Плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;
5. Персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;
6. Герои не симпатичны или откровенно уродливы.
Детям младше двух лет не рекомендован показ телепередач. Для остальных просмотр телевизора не должен превышать 1,5 часов в день. Детям с нарушениями нервной системы, очень впечатлительным и с легкой внушаемостью, лучше сократить до минимума время, проводимое перед голубым экраном. Выбирая детскую передачу или мультфильм, нужно быть особенно осторожными, так как зрительные образы сильнее воздействуют на ребенка. После просмотра мультфильма или телепередачи следует обсуждать с ним увиденное и воспроизводить цепь событий. И самое главное. Просмотр мультфильмов никогда не заменит ребенку живое общение. Поэтому иногда стоит отложить все дела и вместо просмотра очередного мультфильма, предложить ребенку провести время вместе.
Рекомендации для родителей и педагогов
Обязательно обсудите после просмотра мультфильма:
-эмоциональные переживания героев;
-личность героев, их поступки;
-смысл сюжета;
-диалоги;
-чему научил тебя этот мультфильм и тд.
1. Строго следите за тем, что смотрят ваши дети. Не позволяйте им смотреть все, что найдете в Интернете. Посмотрите это сами, почитайте рецензии и отзывы;
2. Лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные мультики, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов;
3. Обязательно обсуждайте с ребенком увиденное. Возможно, малыш что-то понял неправильно или чего-то испугался. Важно вовремя это прояснить и объяснить;
4. При просмотре мультика малыш погружается в мир эмоций, но у него нет свободы действия. Накапливаясь, эмоции могут привести к взрыву. Поэтому важно чередовать активный и пассивный отдых и не давать малышу засиживаться перед экраном;
5. Не заменяйте живое общение мультиками. К сожалению. часто современные мультфильмы выполняют роль теленяни. А ребенку важнее личное общение с вами.
6. После просмотра мультфильма, попросите детей передать свои впечатления о мультфильме в рисунках, лепке, аппликации. Создайте на стене его персональную выставку. Это будет наградой не только ему, но и всем членам семьи.
«Новогодняя ночь» 1948 г Союзмультфильм
Сказка о том, как маленький мальчик, помощник Дедушки Мороза в Новый Год должен привезти елку с золотыми шишками в Москву. Вместе с маленьким героем в путь отправляются Дед Мороз и разные зверушки.
Вопросы для детей
1. О чем нам рассказывает этот мультфильм и чему он вас научил?
2. Кто помогал Дедушке Морозу собирать подарки детям?
3. К кому обратился Дед Мороз за помощью?
4. Кто мешал найти красивую елочку?
5. Почему Леший не хотел помогать Дедушке Морозу и его друзьям?
6. Какие вопросы были в споре между Лешим и Дедом Морозом?
7. Кто нашел золотые шишки?
Творческие задания на первый день.
1. Раскрасьте шишки золотой или желтой краской. Украсьте ими елку и комнату
2. Опустите шишки в горячую воду, они раскроются. Из них можно сделать елочку, закрепив шишки на клей или привязав нитью к основанию конуса.
3. Сделайте часы, как в мультфильме и с их помощью изучите с детьми время.
"Ель" 1984 г СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ
Загадайте детям загадку о елочке и расскажите, кто будет сегодняшней героиней дня. Мультфильм, снятый по мотивам сказки Г. Х. Андерсена о елочке, которая все время мечтала о счастье. Поучительная и грустная история о тех, кто не может радоваться каждому дню и верит в то, что счастье есть только у других или в будущем.
Вопросы для детей
1. О чем нам рассказывает этот мультфильм и чему он вас научил?
2. О чем грустила маленькая елочка?
3. Кто написал эту сказку?
4. Какие сказки Г. Х. Андерсена вы знаете?
5. Что сказали солнечные лучи елочке?
6. Какие герои были еще в мультфильме и чем они занимались?
7. Что знали о срубленных елях воробьи?
8. Чем закончилась эта сказка и почему она очень грустная?
Творческие задания на второй день.
А давайте сегодня сделаем красавицу елочку из различных материалов. Ее можно сделать из ниток и ткани, из конфет и мишуры, из ватных дисков и вермишели, а еще можно сделать красивый топиарий, который можно украсить розами и пайетками. Предложите подарить эту елочку на Рождество одинокому человеку.
"Снегурка" 1969 г
В мультике, снятом по мотивам русской народной сказки, одинокие старик со старухой лепят себе из снега дочку-Снегурку, но девочка тает от тепла и весны.
Вопросы для детей
1. О чем нам рассказывает этот мультфильм и чему он вас научил?
2. Какое время года мы видим в мультфильме?
3. Почему грустили бабушка и дедушка?
4. Как звали девочку из леса?
5. Кем стала для стариков девочка?
6. Какой она была?
8. Почему девочка растаяла, могла бы она спастись и остаться с бабушкой и дедом? Творческие задания на третий день
После просмотра мультфильма, предложите детям сделать Снегурочку в разных изобразительных техниках. Слепить ее из пластилина или фарфоровой массы, нарисовать, разукрасить раскраску, сделать ее на основе конуса и доп. материала, наконец, слепите девочку из снега на улице. Выучите про нее стишок или песню.
«Франтишек и Морозики» 1967 год
По мотивам чешской сказки Милоуша Мацеурека. Маленький Морозик Франтишек учится рисовать морозные узоры в школе для маленьких морозиков. Да только Франтишеку надоела белая краска; рисовать цветные узоры гораздо интереснее…
Вопросы для детей
1. О чем нам рассказывает этот мультфильм и чему он вас научил?
2. Сколько морозиков было в сказке?
3. Чему учил их главный Мороз в школе маленьких Морозиков?
4. Почему Франтишек получал плохие отметки?
5. С кем познакомился морозик Франтишек на прогулке?
6. Что подарила девочка Франтишеку и что он с этим сделал?
Творческие задания на четвертый день
Давайте превратимся в морозиков и нарисуем морозные узоры на окнах белой гуашью, зубной пастой, вытынанками (прорезными картинками). А еще можно нарисовать узоры белым восковым мелком, а затем перекрыть лист холодными красками акварели. Нанесите на лист бумаги узор клеем, а затем посыпьте на него соль или манку. Белые узоры это скучно? Когда они высохнут, слегка касаясь кистью цветной краской, покрасьте клеевые узоры в разные цвета.
"Дед Мороз и лето" 1969 г
В этом мультфильме детям стало жалко Дедушку Мороза, потому что он никогда не видел лета. Они показали ему всю красоту лета: бабочек, зеленую травку, цветы и солнышко.
Вопросы для детей
1. О чем нам рассказывает этот мультфильм и чему он вас научил?
2. Что узнал на детском утренники от детей Дед Мороз?
3. Какие сны ему снились?
4. Кто ему помог увидеть лето и как?
5. Что произошло с дедушкой в лесу?
Творческие задания на пятый день
Удивительный день сегодня. Можно приготовить с детьми настоящее мороженое с фруктами и цукатами, а можно слепить его из фарфоровой или керамической массы. Сделать из нее сережки или кулон и запечь в духовке, а потом можно угостить этим мороженым своих любимых кукол. А можно слепить или нарисовать Дедушку Мороза летом в цветах и летних деревьях на веселой полянке. Вот красота и чудо.
«Голубая стрела» 1985
Мультфильм снят по сказке Джанни Родари. Фея Бефана собирает новогодние подарки, но тут появляется бедный мальчик Франческо, мечтающий о заводном поезде «Голубая Стрела». Фея отказала ему. Игрушки из магазина Феи — кукла Роза, Индейский вождь, Генерал, плюшевый медведь, щенок Кнопка и обезьяна — сбегают на поиски мальчика.
Вопросы для детей
1. Чему научил нас этот добрый мультфильм?
2. Какие герои были в сказке?
3. Что хотел мальчик и как его звали?
4. Как вы думаете, почему фея отказалась подарить ему голубую стрелу?
Творческие задания для детей
Можно поиграть в настоящий поезд и машиниста. Из чего их можно слелать? Да из всего, что найдется под рукой. Это могут быть коробки из под обуви, стулья, спичечные коробки, кубики, лего, конструкторы и даже старые аудио и видеокассеты. Ту-ту, чух-чух и покатили. Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый. Вспомните этот детский массаж, который мы делали.
«Храбрый олененок» 1957 год
На берегу холодного замерзшего озера появился на свет маленький олененок Айхо. Чтобы спасти все стадо оленей, вожак Тургун ведет их черех ледяную тундру искать ягель. Очень красивый мультфильм, про приключения маленького олененка.
Вопросы к детям
1. О чем эта сказка и чему она вас научила?
2. Кто преследовал оленей и почему?
4. Чему учила мама олененка Айхо?
5. О чем мечтал малыш Айхо и как он спас вою маму?
6. Какие приключения ожидали Айхо и все стадо в пути?
Творческие задания для детей?
Так хочется отправиться на северный полюс и увидеть настоящее северное сияние. А если нарисовать его самим. Какая великолепная картина бы получилась. Причем рисовать можно не только краской, но и пастелью, восковыми мелками и даже цветным пластилином. Его нужно только слегка разогреть на батарее.
«Дядюшка АУ в городе» 1979 год Творческое объединение «Экран»
О приключении старого лешего дядюшки Ау, который пугал всех, кто приходил в его лес. Но, к сожалению лес вырубили, а Ау оказался жить в самом центре города
Вопросы для детей.
1. О чем этот мультфильм?
2. Кто главный герой мультфильма?
3. Какая беда с ним стряслась?
4. Почему это произошло?
5. Что обозначают слова : загородом, впригороде, в центре?
6. С кем познакомился дядюшка Ау в городе?
7. Почему дядюшке Ау было трудно обживаться в городских условиях?
Творческие задания для детей.
Сколько персонажей поселилось в этом мультфильме. Все они трогательные и непосредственные. Давайте посадим для дядюшки Ау целый лес. Пусть в нем будут расти разные деревья: сосны, ели, березы, рябины, ясень, дубы и клены. А сделать их можно разными способами: нарисовать, слепить, вырезать из бумаги и картона, сделать аппликацию из ткани и дополнительных материалов. Возьмите большую коробку и создайте в ней уголок леса.
«Девочка и зайцы» 1985 год
В зимний день маленькая девочка каталась в лесу на лыжах. Ей повстречались два зайца. Им было очень холодно. Девочка дала им свой тёплый платочек, и зайцы согрелись. Пришла девочка домой и взяла для них у мамы пирожки.
Вопросы для детей
1. О чем рассказывается в мультфильме?
2. На чем поехала в лес девочка?
3. Кого она там встретила и спасла?
4. Кто еще был в лесу?
5. Почему девочка несколько раз бегала в лес?
6. Какие душевные качества вы в ней отметили?
Творческие задания для детей.
Мне кажется, что все дети на свете любят животных. Как хочется, чтобы они выросли добрыми и сострадательными ко всем, в том числе и к братьям нашим меньшим. Можно нарисовать и слепить зверей которых встретила девочка в лесу, А я предлагаю сегодня сделать маленьких зайчат необычным способом. Давайте найдем старые перчатки и носочки и попробуем превратить их в зверят. Способы выпонения очень просты. С ними справятся даже маленькие дети 4-х лет.
«Бабушка Метелица» 1971 год Волгоградская киностудия
Мультфильм создан по мотивам немецкой сказки о злой мачехе, ленивой дочке и доброй и трудолюбивой падчерице, которую наградила Метелица за ее добросовестный труд.
Вопросы к детям?
1. Чему учит эта добрая сказка?
2. Как относились к падчерице Маше мачеха и ее дочка?
3. Как девочка попала к Метелице?
4. Кто просил о помощи Машу?
5. Как помогала бабушке Метелице Маша?
6. Как наградила Метелица девочку?
7. Как вела себя в колодце родная дочка мачехи и как ее наказала Метелица?
Творческие задания для детей?
Давайте научим детей трудиться как падчерица Машенька. Надо убрать рабочее место, красиво разложить все изобразительные материалы, украсить коробочки и подстаканники в зимнем стиле. Пусть на рабочем столе ребенка будет красота и уют. А идеи, вот они перед вами. Приложите все свое умение и творчество в дизайне.