Приложение МААМ

Мастер-класс по использованию фольклора в детском саду

Валентина Краева
Мастер-класс по использованию фольклора в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов. «Новое-это хорошо забытое старое».

Подготовила: воспитатель Краева В. Н.

Я представляю вашему вниманию мастер-класс «Новое-это хорошо забытое старое». В погоне за инновациями, мы часто забываем о традициях нашего народа. На мой взгляд, фольклорное творчество, это тот материал, который всегда будет актуальным. Поэтому я хочу поделиться опытом своей работы по этой теме в повседневной жизни. Я работаю воспитателем 15 лет, с младшего возраста до подготовительного. И для каждого возраста есть свои приёмы подачи народного творчества.

Публикация «Мастер-класс по использованию фольклора в детском саду» размещена в разделах

«Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей»

Л. Н. Павлова

Пестушки, потешки, песенки, заклички, прибаутки – малые формы фольклора являются наиболее доступными для детей раннего возраста

Фольклор может служить могучим средством для ознакомления детей с окружающими. Потешки, прибаутки, загадки дают возможность формировать представления о животных и птицах, так как образы фольклорных произведений конкретны и содержательны. Заклички способствуют формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Фольклор можно использовать, как средство обогащения словаря, развитие фонематического слуха, развития звуковой культуры речи детей. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, имитировать движения.

Это в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики, развитию разговорной речи, позволяет сделать речь детей эмоционально – выразительной.

Эффективно применение фольклора при организации продуктивной деятельности. Дети с удовольствием лепят, рисуют, сооружают постройки для героев из произведений малого фольклора.

При целенаправленных и систематических ознакомлениях детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Фольклор помогает детям овладеть различными видами деятельности: речевой, продуктивной, познавательной, игровой, двигательной.

В адаптационный период произведения малого фольклора помогут при установлении контакта с ребенком

Например:

Ребёнок утром плачет;

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, Андрюшка мой?

Нет, не плачет наш дружок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!

Утренняя гимнастика также проводится с использованием народных приёмом :

«Муравьиная зарядка», выполняется под мелодию р. н. п.

«Как у наших, у ворот!»

1. Муравьи проснулись рано

(Дети потирают глаза, сидя на корточках)

Потянулись, встали прямо!

(Встают, руки поднимают вверх, затем опускают)

Прыг да скок, прыг да скок!

(Прыгают на двух ногах, руки в свободном положении)

Новый начался денек!

2. Вместе весело живем!

(шагают на месте)

Хорошо быть муравьем!

Улыбнулись всем друзьям

(Останавливаются, с легким поклоном улыбаются друг другу)

Побежали по делам!

(легко бегут в одном направлении)

Использование фольклора при организации таких сложных для малышей режимных моментов, как кормление, одевание, умывание, увлекает детей, помогает им сосредоточиться на определенной деятельности.

Мыть ручки, скучное занятие, и туту нам помогут народные потешки:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело-набело отмыли.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Дети не всегда любят кушать кашку. Несколько интересных прибауток и потешек исправят это дело:

Умницы, детки

Ешьте кашку сладеньку-

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

Уважаемые коллеги, а как включить фольклор в занятия?

Представляю вам мою авторскую физ. минутку:

Ой, вы, детки маленьки,

Надеваем валенки!

Топ-топ-топ-топ,

Топнули и стоп.

Ой, вы, детки – невелички,

Надеваем рукавички! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Хлопнули и стоп.

Ой, надули детки губки?

Надеваем быстро шубки:

Раз –рукав, два –рукав

И повяжем шарф

Ой, вы дочки и сыночки, берем шапки и платочки:

Надеваем: все! Готово!

И бежим гулять мы снова!

Мы тепло одеты все!

Шлем большой привет зиме!

Слова

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

Движения

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

Слова

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Движения

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Слова

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Движения

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Детям младшего возраста сложно одеваться без посторонней помощи, натягивая колготки и кофточки, мы можем поиграть:

А пошли гулять-самое время поиграть (хоровод-подвижная игра с презентацией) :

1. Вейся, вейся, капустка,

Вейся, вейся, белая.

Как же мне, капустке, не виться,

Белою – белою не родиться.

2. Как вечор на нашу капустку,

Как вечор на нашу белую.

Чистый дождик поливает,

Нас с тобой домой загоняет.

3. Дома нас хозяин встречает,

Дома нас богатый встречает.

Он к столу нас приглашает,

Пирогом с капустой угощает.

Игра малой подвижности (сидя, с презентацией) :

Бабушка, бабушка, купим курочку. (2 раза)

Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывают руками как клюет курочка).

Бабушка, бабушка, купим уточку. (2 раза)

Уточка та-ти-та-та (показывает руками, как плывет уточка).

Курочка по зернышку кудах-тах-тах (слова сопровождаются движениями).

Бабушка, бабушка, купим индюшонка. (2 раза)

Индюшонок фалды-балды (на слова фалды – рука вправо, на слова балды – рука влево).

Уточка та-ти-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Бабушка, бабушка, купим кисоньку. (2 раза)

А кисуня – мяу-мяу (кистью руки показывает, как умывается кошка).

Индюшонок фалды-балды.

Уточка та-ти-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах

Бабушка, бабушка, купим собачонку. (2 раза)

Собачонка гав-гав (кистями рук показывает, как лает собака).

А кисуня – мяу-мяу.

Индюшонок фалды-балды.

Уточка та-ти-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах

Бабушка, бабушка, купим коровенку. (2 раза)

Коровенка муки-муки (руками показывает какие рога у коровы).

Собачонка гав-гав.

А кисуня – мяу-мяу.

Индюшонок фалды-балды.

Уточка та-ти-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах

Бабушка, бабушка, купим поросенка. (2 раза)

Поросенок хрюки-хрюки (рукой показывает, какой пятачок у поросенка).

Коровенка муки-муки.

Собачонка гав-гав.

А кисуня – мяу-мяу.

Индюшонок фалды-балды.

Уточка та-ти-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах

Бабушка, бабушка, купим телевизор. (2 раза)

Телевизор надо, надо,

А у нас такое стадо!

Сели кушать:

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

Тихий час:

Засыпание для малышей в этот период становится мучительным. Ничто не успокоит дитя лучше, чем, колыбельная песня

Ручки под щёчки положили, глазоньки закрыли. Всем приятных снов!

Я вам песенку спою, снов приятных принесу:

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать.

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Большие потенциальные возможности у произведений детского фольклора для организации двигательной активности. Это народные, хороводные игры, речевые подвижные игры в сопровождении потешек и прибауток. Можно включать элементы фольклора в комплексы утренней гимнастики, самомассажа, бодрящей гимнастики после сна.

Вот проснулись наши детки, потянулись, улыбнулись:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку.

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Мы бодры и веселы, мы красавцы-молодцы.

Глазки умываем-последний сон прогоняем.

Косы заплетаем.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

За окошком село солнце, вечер в гости к нам стучит. А какой же вечер без сказки. У меня есть волшебный сундучок, где живут сказки (показываю, открываю, достаю атрибуты сказок: пальчиковые, настольные, деревянные.)

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в любом возрасте.

Я хочу вам предложить самим сочинить сказки при помощи ТРИЗа. (2-3 команды).

А вам я хочу предложить самим придумать загадки (ТРИЗ)

С вами вместе мы играли, песни пели, танцевали.

А теперь пришла пора нам прощаться.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Мастер-класс «Аэрография в детском саду»Мастер-класс «Аэрография в детском саду» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с одной из нетрадиционных техник рисования которую я применяю в своей кружковой.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду»Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду» Вот уже третий год в нашем детском саду проводится военный парад, посвященный Великой Победе в ВОВ «Мы этой памяти верны». Начинается он.

Мастер-класс «Стретчинг-гимнастика в детском саду»Мастер-класс «Стретчинг-гимнастика в детском саду» Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования определяют одной из важнейших задач: охрану и укрепление.

Мастер-класс «Роспись стен в детском саду»Мастер-класс «Роспись стен в детском саду» Все началось с того, что нужно было покрасить стену в кабинете психолога. «Да она же хорошая!»- сказала я-«Только внизу несколько пятнышек.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Мастер-класс «Уголок «С Днём рождения» в детском садуМастер-класс «Уголок «С Днём рождения» в детском саду В преддверии 1 сентября захотелось чем-то обновить группу, сделать что-то приятное детям, чтобы они сразу это заметили и не забывали в.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Тестопластика в детском саду. Мастер-класс «Что нам осень принесла»Тестопластика в детском саду. Мастер-класс «Что нам осень принесла» Тестопластика- один из видов художественного творчества, который помогает для развития мелкой моторики, умственной активности, художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по использованию фольклора в детском саду
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 21:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по использованию фольклора в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Краева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД