Валентина Краева
Мастер-класс по использованию фольклора в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов. «Новое-это хорошо забытое старое».
Подготовила: воспитатель Краева В. Н.
Я представляю вашему вниманию мастер-класс «Новое-это хорошо забытое старое». В погоне за инновациями, мы часто забываем о традициях нашего народа. На мой взгляд, фольклорное творчество, это тот материал, который всегда будет актуальным. Поэтому я хочу поделиться опытом своей работы по этой теме в повседневной жизни. Я работаю воспитателем 15 лет, с младшего возраста до подготовительного. И для каждого возраста есть свои приёмы подачи народного творчества.
Публикация «Мастер-класс по использованию фольклора в детском саду» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
«Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей»
Л. Н. Павлова
Пестушки, потешки, песенки, заклички, прибаутки – малые формы фольклора являются наиболее доступными для детей раннего возраста
Фольклор может служить могучим средством для ознакомления детей с окружающими. Потешки, прибаутки, загадки дают возможность формировать представления о животных и птицах, так как образы фольклорных произведений конкретны и содержательны. Заклички способствуют формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Фольклор можно использовать, как средство обогащения словаря, развитие фонематического слуха, развития звуковой культуры речи детей. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, имитировать движения.
Это в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики, развитию разговорной речи, позволяет сделать речь детей эмоционально – выразительной.
Эффективно применение фольклора при организации продуктивной деятельности. Дети с удовольствием лепят, рисуют, сооружают постройки для героев из произведений малого фольклора.
При целенаправленных и систематических ознакомлениях детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Фольклор помогает детям овладеть различными видами деятельности: речевой, продуктивной, познавательной, игровой, двигательной.
В адаптационный период произведения малого фольклора помогут при установлении контакта с ребенком
Например:
Ребёнок утром плачет;
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий!
Кто тут плачет,
Ой-ей-ей!
Говорят, Андрюшка мой?
Нет, не плачет наш дружок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже -
Посмотрите!
Утренняя гимнастика также проводится с использованием народных приёмом :
«Муравьиная зарядка», выполняется под мелодию р. н. п.
«Как у наших, у ворот!»
1. Муравьи проснулись рано
(Дети потирают глаза, сидя на корточках)
Потянулись, встали прямо!
(Встают, руки поднимают вверх, затем опускают)
Прыг да скок, прыг да скок!
(Прыгают на двух ногах, руки в свободном положении)
Новый начался денек!
2. Вместе весело живем!
(шагают на месте)
Хорошо быть муравьем!
Улыбнулись всем друзьям
(Останавливаются, с легким поклоном улыбаются друг другу)
Побежали по делам!
(легко бегут в одном направлении)
Использование фольклора при организации таких сложных для малышей режимных моментов, как кормление, одевание, умывание, увлекает детей, помогает им сосредоточиться на определенной деятельности.
Мыть ручки, скучное занятие, и туту нам помогут народные потешки:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Дети не всегда любят кушать кашку. Несколько интересных прибауток и потешек исправят это дело:
Умницы, детки
Ешьте кашку сладеньку-
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.
Уважаемые коллеги, а как включить фольклор в занятия?
Представляю вам мою авторскую физ. минутку:
Ой, вы, детки маленьки,
Надеваем валенки!
Топ-топ-топ-топ,
Топнули и стоп.
Ой, вы, детки – невелички,
Надеваем рукавички! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Хлопнули и стоп.
Ой, надули детки губки?
Надеваем быстро шубки:
Раз –рукав, два –рукав
И повяжем шарф
Ой, вы дочки и сыночки, берем шапки и платочки:
Надеваем: все! Готово!
И бежим гулять мы снова!
Мы тепло одеты все!
Шлем большой привет зиме!
Слова
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
Движения
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
Слова
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Движения
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.
Слова
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Движения
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Детям младшего возраста сложно одеваться без посторонней помощи, натягивая колготки и кофточки, мы можем поиграть:
А пошли гулять-самое время поиграть (хоровод-подвижная игра с презентацией) :
1. Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белая.
Как же мне, капустке, не виться,
Белою – белою не родиться.
2. Как вечор на нашу капустку,
Как вечор на нашу белую.
Чистый дождик поливает,
Нас с тобой домой загоняет.
3. Дома нас хозяин встречает,
Дома нас богатый встречает.
Он к столу нас приглашает,
Пирогом с капустой угощает.
Игра малой подвижности (сидя, с презентацией) :
Бабушка, бабушка, купим курочку. (2 раза)
Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывают руками как клюет курочка).
Бабушка, бабушка, купим уточку. (2 раза)
Уточка та-ти-та-та (показывает руками, как плывет уточка).
Курочка по зернышку кудах-тах-тах (слова сопровождаются движениями).
Бабушка, бабушка, купим индюшонка. (2 раза)
Индюшонок фалды-балды (на слова фалды – рука вправо, на слова балды – рука влево).
Уточка та-ти-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Бабушка, бабушка, купим кисоньку. (2 раза)
А кисуня – мяу-мяу (кистью руки показывает, как умывается кошка).
Индюшонок фалды-балды.
Уточка та-ти-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка, купим собачонку. (2 раза)
Собачонка гав-гав (кистями рук показывает, как лает собака).
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка та-ти-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка, купим коровенку. (2 раза)
Коровенка муки-муки (руками показывает какие рога у коровы).
Собачонка гав-гав.
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка та-ти-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка, купим поросенка. (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки (рукой показывает, какой пятачок у поросенка).
Коровенка муки-муки.
Собачонка гав-гав.
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка та-ти-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка, купим телевизор. (2 раза)
Телевизор надо, надо,
А у нас такое стадо!
Сели кушать:
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
Тихий час:
Засыпание для малышей в этот период становится мучительным. Ничто не успокоит дитя лучше, чем, колыбельная песня
Ручки под щёчки положили, глазоньки закрыли. Всем приятных снов!
Я вам песенку спою, снов приятных принесу:
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Большие потенциальные возможности у произведений детского фольклора для организации двигательной активности. Это народные, хороводные игры, речевые подвижные игры в сопровождении потешек и прибауток. Можно включать элементы фольклора в комплексы утренней гимнастики, самомассажа, бодрящей гимнастики после сна.
Вот проснулись наши детки, потянулись, улыбнулись:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Мы бодры и веселы, мы красавцы-молодцы.
Глазки умываем-последний сон прогоняем.
Косы заплетаем.
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
За окошком село солнце, вечер в гости к нам стучит. А какой же вечер без сказки. У меня есть волшебный сундучок, где живут сказки (показываю, открываю, достаю атрибуты сказок: пальчиковые, настольные, деревянные.)
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в любом возрасте.
Я хочу вам предложить самим сочинить сказки при помощи ТРИЗа. (2-3 команды).
А вам я хочу предложить самим придумать загадки (ТРИЗ)
С вами вместе мы играли, песни пели, танцевали.
А теперь пришла пора нам прощаться.