Верещагина Ирина Александровна
«Но баранку не бросал шофер». Эссе к Дню Победы
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе к Дню Победы
Семейный архив – это то, чем дорожит каждая семья: фотографии, воспоминания, дневники, письма, документы, памятные вещи, награды. Архив моей семьи хранить в себе уникальный материал, как по истории рода, так и по отечественной истории.
Я держу в руках красную книжечку, корочка её потрёпанная, странички выцвели от времени. Держать в руках её очень трепетно и волнительно. Это военный билет моего деда, Герасимова Николая Прокопьевича. Дата рождения 9мая 1919 года. Родился в Омской области, Называевском районе, деревня Б. Сафониха. Русский. Беспартийный. Образование 4 класса. С фотографии смотрит на меня молодой красивый человек.
Публикация «„Но баранку не бросал шофер“, Эссе к Дню Победы» размещена в разделах
- Баранки, бублики, сушки, калачи
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Шофер. Знакомство с профессией
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Я мало знала своего деда. Он жил далеко от нас, в Сибири. И только в последние годы жизни, когда переехал в Питерку, мы тесно общались с ним. Это был очень весёлый и интересный человек, которому достались тяжёлые годы войны.
Дедушка не часто рассказывал о войне, но его рассказы до сих пор цепко держит моя память. Они ярко всплывают в дни, когда празднуют очередной день Победы.
В сентябре 1939 года Коля был призван на срочную службу. А в 1941 году началась Великая Отечественная война. Николай был прикомандирован в 6 Полевой автохлебозавод шофёром.
Из воспоминаний деда : «…Полуторка или ГАЗ АА была замечательная, по-настоящему боевая машина. Поддерживать полуторку на «ходу» в полевых условиях было довольно не просто. Летом было очень пыльно, зимой очень морозно. И в любую погоду она страшно грохотала. В кабине было не очень удобно с моим высоким ростом. Узкие сиденья, а под ними ящик для инструментов».
Я вспоминаю глаза деда с прищуром. Он задумается и тут же говорит: «А ведь именно этот ящик спас меня от смерти. Мы доставляли продукты питания в части. А если было необходимо, нас перебрасывали на более важные участки. Вот в один из дней вёз я продукты, а под сиденье, в ящик, положил стопки тетрадей. Начался обстрел. Газ прибавил. Что-то очень сильно тряхануло машину. В кабине дым. Выскочил я из машины, понять не могу. Позже оказалось, что снаряд пробил дверь машины, ящик и застрял в тетрадях, не взорвался».
Шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозили боеприпасы, занимаясь снабжением. Для военного водителя основное оружие — его автомобиль.
Шофер на фронте не только сидел за баранкой, но и участвовал в погрузке и разгрузке. Им все это делать приходилось в темпе. Но главное было на фронте, – доставить груз вовремя. От опыта и умения, смекалки и находчивости водителя порой зависела жизнь многих солдат.
Из воспоминаний деда: «… Помню, как вёз раненых бойцов. Погрузили их в кузов машины. Были тяжелораненые ребята. Везу их по разбитой дороге, а они кричат, стонут. Кто-то кричит: «Давай быстрее!», а кто-то орёт «Куда гонишь, не дрова везёшь!», ну и конечно по-матушке в полном объеме.»
Много разных дорог пришлось изъездить деду за годы войны, но никогда не забывал Ладожскую «Дорогу Жизни», на которой он был в рейсе всего один раз. В тяжелейших условиях, рискуя жизнью, водители, доставляли в осажденный город Ленинград продовольствие, топливо и боеприпасы.
Из воспоминаний деда: «… Главным требованием было ехать с распахнутыми дверями машин и на малой скорости. Все эти меры, призванные не только уберечь водителей, говорили о постоянно подстерегавшей опасности — провалиться под не успевший достаточно окрепнувший лёд. Было страшно.»
Своим тяжелым трудом, самоотверженными подвигами, водители «Дороги жизни» помогли осажденному городу выстоять.
Десятки тысяч шоферов колесили по дорогам войны, и только они знали, что это такое – дорога военных лет. И у каждого есть, что рассказать о том, как они воевали на своей полуторке. Только они знают, что является собою разбитая фронтовая дорога до самого Берлина.
Мой дед проехал всю Европу. Скольких товарищей он потерял, сколько фронтовых верст он отмерил на своей «полуторке» - не отмечено ни в одном документе.
Домой вернулся только в апреле 1946 года в звании ефрейтор. Мой дедушка, Герасимов Николай Прокопьевич, награждён медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова.
Посчастливилось ему вернуться после войны домой целым и невредимым. И опять – за баранку, работал в родном селе шофером. Вырастил четверых детей. И в мирное время был награждён медалью «За освоение целинных земель», медалью «Ветеран труда». Мой дедушка и трудился, и жил достойно.
Каждый год отмечает наша страна и весь народ великий праздник - День Победы. Каждый год в этот день я с гордостью несу фотографию своего деда Герасимова Николая Прокопьевича в рядах Бессмертного Полка. Я помню! Я горжусь!
Победа родилась здесь. #ГеографияПодвига.