Светлана Жук
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«И цель одна: чтоб детям дать добро,
Частичку сердца, да уменье жить.
Чтоб вышли в люди, не упав «на дно»,
За что смогли бы нас благодарить».
Кто-то становится воспитателем целенаправленно, ещё со школьной скамьи понимая ценность этой великой профессии, но у меня все было по-другому. Мама всегда советовала, чтобы я поступала в педагогический институт. А я в своих мечтах видела себя юристом или программистом, а быть педагогом казалось обыденно и не интересно. Не помню точно, в какой момент я приняла решение прислушаться к словам своей мамы и всё-таки поступила в педагогический колледж. Получив диплом музыкального руководителя, я решила продолжить путь в данном направлении и окончила высшее учебное заведение по специальности «культуролог». Но как оказалось, жизнь преподносит сюрпризы, и моя дорога привела меня устраиваться на работу в детский сад. Я стала воспитателем.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
Придя в профессию уже в сознательном возрасте, я поняла, что «современному ребенку – нужен современный воспитатель!».
- А кто же такой «современный воспитатель?»
По моему мнению - это человек, который владеет современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов, это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. У каждого воспитателя есть свои педагогические принципы и подходы к работе.
Слова известного педагога Яна Амоса Каменского: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане», помогли мне найти свои педагогические принципы и подходы к работе.
Свой первый принцип, я хочу назвать «Принцип примера».
Конечно, родители являются первыми воспитателями, и именно они имеют самое сильное влияние на детей, и являются первым примером в жизни ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. С приходом в дошкольное учреждение для ребенка воспитатель становится главный человеком. Ребенок безоглядно доверяет ему, наделяет всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В ходе реализации данного принципа, я стремлюсь быть примером уважительного и доброжелательного поведения, отношения к ребенку.
В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Все дети разные и поэтому моя задача принять ребенка таким, какой он есть, никогда не сравнивать детей друг с другом. В нашей группе нет победителей и побеждённых, каждый ребёнок индивидуален. Ребё нка можно сравнить только с самим собой: «какой я был вчера, какой же я сегодня».
И мой следующий педагогический принцип – это очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность.
Переходя к самому главному педагогическому принципу своей работы, хочется опять обратиться к словам великого педагога Яна Амоса Коменского, который говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я делаю все для того чтобы идти вперед, развиваться и совершенствовать свое педагогическое мастерство. Ведь все это необходимо для того, чтобы ребенку было интересно, комфортно и он захотел прийти в детский сад завтра.
И моя миссия как педагога заключается в том, чтобы:
- помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда. Для меня необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный;
- подготовить детей к жизни, играя научить его быть современным участником общества.
На мой взгляд, в настоящее время остро стоит проблема социально- нравственного воспитания детей всех возрастов. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах: семья, детский сад, школа, институт, работа, компания друзей.
Современные дети отличаются от своих сверстников прежних поколений.
В детях произошли негативные тенденции: книги их не интересуют, им больше нужен телевизор, с которого они видят такие персонажи сказок, героев мультфильмов, которые не отличаются душевностью или нравственностью. Дети очень часто предоставлены сами себе, так как ускоренный ритм жизнь, желание заработать денег является причиной отсутствия общения родителей с ребенком. А ведь именно родители дают ребенку духовно-нравственную основу, ценностные ориентиры, которые будут для ребенка определяющими в жизни.
Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Необходимо создавать условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка быть добрым, честным, справедливым. И главная цель в моей работе по духовно-нравственному воспитанию детей - это формирование представления о дружбе, положительных и отрицательных поступках.
Я считаю, что каждый должен помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка».
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознанию детей.
Итак, наше будущее зависит от наших воспитанников. Они – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны её сохранить, развивать и передать своим детям и внукам. И от того, как и чему мы научим наших детей, зависит будущее нашей страны.