Светлана Пырьева
Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы подразумеваем под «незрелостью» коры головного мозга?
Кора головного мозга (напомним, что это его верхняя оболочка толщиной 1,5-4,5 мм) представляет собой слой серого вещества. Несмотря на такой невыразительный цвет, функционально заключает в себе основной признак, который отличает человека от животных:
– она выполняет и регулирует множество функций, от которых зависит жизнедеятельность человека и его взаимодействие с окружающей средой: наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – всё то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.
Публикация «Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования. Так, корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания, поэтому, говоря о «незрелой» коре головного мозга у детей, врачи, психологи и дефектологи подразумевают дисфункцию головного мозга.
Пример:
Мальчик (4,5 года) заговорил поздно, около 4-х лет. Развитие речи не соответствует возрасту. Родители жалуются, что бьет детей. Эта реакция является следствием непонимания ребенком некоторых ситуаций, в результате чего он ведет себя «как малыш». Ребенок беспокойный, быстро утомляется, теряет интерес к любой деятельности, не понимает обращенные к нему инструкции, «выпадает» из диалога. В раннем детстве наблюдались нарушения сна, частые срыгивания и т. д. Роды были тяжелыми.
Если беременность протекала неблагополучно, то часто заканчивается рождением «несозревших» детей. У новорожденных детей к основным причинам нейрофункциональной незрелости относят :
– сложное протекание или патология беременности;
– преждевременные роды, тяжелое родоразрешение;
– воздействие токсических веществ на организм беременной женщины.
К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа, инфекционные заболевания.
Признаки «незрелости» нервной системы новорожденного :
– беспокойство или, наоборот, вялость в поведении;
– частый немотивированный крик;
– нарушения сна;
– упорные срыгивания;
– изменение мышечного тонуса;
– дрожание подбородка и кистей рук, усиливающееся при возбуждении, крике, плаче;
– цианоз (синюшность) носогубного треугольника;
– «мраморный» рисунок кожи (нарушение регуляции сосудистого тонуса);
– поперхивание во время еды и питья;
– судороги;
– нестабильность внутричерепного давления;
– глазодвигательные нарушения.
Кроме того, ребенок бурно реагирует на любые раздражения: звук, свет, перемену положения тела, кормление грудью и т. д. Он вздрагивает, вскидывает ручки, кричит, плачет. Ребенок пуглив, всего боится.
Согласно статистике, дисфункция головного мозга (ММД, минимальные мозговые нарушения, или ППЦНС, перинатальное поражение центральной нервной системы) диагностируется у каждого 5-го ребенка и обозначается как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии).
По мере взросления у детей к указанным выше признакам добавляется:
– бессонница;
– нарушения координации движений;
– гиперактивность;
– повышенная нервозность;
– невнимательность;
– рассеянность;
– нарушения поведения.
Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (ЗРР, слабости мышления. Могут быть и более тяжелые случаи.
При этом для ЗРР характерны бедность словаря, трудности воспроизведения и построения фраз, нарушения грамматического строя речи, слоговой структуры слова.
Несомненно, нужны специалисты. Кто?
– Невролог (определяет характер церебральных нарушений, собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы).
– Педиатр (оценивает психическое состояние ребенка, исключает наличие воспалительных заболеваний).
– Психолог или нейропсихолог (оценивает состояние высших психических функций, эмоционально-волевой сферы).
– Логопед (определяет уровень развития речи или нарушения ее формирования).
– Функциональная диагностика:
ЭЭГ (главная цель – поиск судорожного элемента);
УЗДГ (оценка кровотока сосудов головного мозга и ШОП);
ВП – метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы (слуховые, зрительные, соматосенсорные, оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы;
КТ и МРТ.
Что делать? Как помочь?
1. Не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Начинайте заниматься его здоровьем прямо сейчас.
70% детей в результате активно проведенных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и не отличаются от них в поведении.
2. Основные направления при лечении – психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, терпение и последовательность родителей.
– Медикаментозные препараты назначаются неврологом. Ведется динамическое наблюдение за ребенком.
– В психолого-педагогическую коррекцию могут входить занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом, дефектологом.
– Физиотерапия включает БАК, лазеротерапию, электрофорез, амплипульс, баротерапию, микрополяризацию.
– Необходимы соблюдение четкого режима дня, полноценное питание, организация отдыха и прогулок, количество часов сна, положенное для данного возраста. Выполнение режима делает работу нервной системы синхронной.
– Коррекция двигательной активности ребенка путем включения физической терапии (ЛФК, АФК, массажа (нормализация тонуса, обменных, репаративных процессов, упражнений на балансире (мозжечковая стимуляция). Продуманная физическая активность – лучший способ для выхода накопившейся энергии. Подойдут занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, велосипед, гимнастика).
– Возможно проведение немедикаментозной аппаратной терапии: интерактивный метроном (лечебный ритм, БОС-миотренажер, Томатис (улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации).
3. Воспитание в семье ребенка с «незрелостью» предполагает:
– Единство требований родителей, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь.
– Совместное творчество дома: рисование, лепка, вырезание, клеение. Семейное чтение, заучивание стихов, прослушивание музыки.
– Поощрение игр и занятий, требующих внимания и терпения.
– Разделение работы на более короткие, но частые периоды (5-10-15 минут работы, 5 - перерыва, использование физкультминуток.
– Собранность и спокойствие родителей.
Верьте в своих детей! Не опускайте руки и трудитесь.