Получи документы

Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутического спектра

Наталья Евдокимова
Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутического спектра
▼ Скачать + Заказать документы

Поведение детей с аутистическим расстройством бывает непредсказуемым, вызывающим, социально неодобряемым. Оно выражается в виде неподчинения, криков, истерик, агрессии, членовредительства, повторяющихся, стереотипных движений.

Согласно исследованию доктора Энтони Лаверти в 2020 году, около 59% детей с РАС в тот или иной момент жизни совершают деструктивные поступки. 44% демонстрируют с различной периодичностью аутоагрессию, и в принципе склонны к самоповреждениям. По мере взросления аутоагрессия может трансформироваться в желание и стремление вредить окружающим – влиять на их качество жизни, целостность личных вещей и собственности. Распространяется оно, в том числе, на родителей и людей, осуществляющих уход за ребёнком.

Темочки:

Понимание причин нежелательного поведения, и борьба с ним

Первопричину большинства сложных форм поведения можно отнести к одной из двух категорий:

имеющих биологическую или социальную основу;

изначально имеющих биологические причины, которые позже подкрепляются социальными.

Биологические факторы включают:

психологические нарушения – иррациональные страхи, тревожное, обсессивно-компульсивное, паническое расстройства;

сопутствующие заболевания, например, патологии желудочно-кишечного тракта;

проблемы с сенсорной обработкой информации, поступающей из окружающей среды.

Социальные причины обычно связаны с желанием привлечь к себе внимание – положительное или отрицательное, это для ребёнка с РАС не важно. Также могут быть продиктованы стремлением:

избежать столкновения с некими людьми или ситуациями;

получить определённый объект;

оказаться в желанных обстоятельствах.

Некоторые поступки совершаются, допустим, из-за появившейся физической боли или дискомфорта, и продолжаются, потому что ребёнок привлекает к себе внимание даже после того, как неприятные ощущения прошли.

У вызывающего, нежелательного поведения всегда есть причины. Но рассматривать это поведение нужно как форму общения и попытку наладить коммуникацию. Из-за трудностей с речью, детям с РАС тяжело выражать свои мысли и эмоции. Обучиться правильному взаимодействию с окружающими они могут через моделирование ситуаций, создание позитивных ассоциаций и копирование поведения близких. Иными словами, при комплексной, всесторонней поддержке членов семьи ребёнок с РАС замещает нежелательные поступки и проявления на социально одобряемые, и осваивает навык управления негативными эмоциями.

Почему нежелательное поведение самостоятельно не прекращается?

Некоторые формы вызывающего, демонстративного поведения сохраняются по мере взросления детей с РАС из-за непреднамеренного подкрепления со стороны окружающих. Например, если ребёнок кусает себя или бьётся головой о любую поверхность, чтобы добиться внимания, материального объекта или участия в некой деятельности, он вовлекает в этот процесс окружающих и получает подкрепление своей аутоагрессии. Единожды сработавшая манипуляция начинает повторяться снова и снова. Аналогичным образом складывается ситуация, когда истерика приводит к освобождению от чистки зубов, выполнения домашней работы, прекращения деятельности других людей, даже если она напрямую не касается ребёнка.

Несмотря на то, что в моменте малыш или подросток прекращает свои действия, он также получает подтверждение, что его окружение реагирует на такой способ коммуникации. Без углублённого понимания первопричины, для чего ребёнок с РАС делает то, что делает, и чего пытается достичь, справиться с таким поведением – очень сложно.

Контекст поступков и последствия

Нежелательное поведение детей с РАС не возникает из ниоткуда. Оно напрямую зависит от окружающей обстановки и контекста ситуации. Чтобы разработать правильную тактику реагирования, следует детально разобрать каждый случай по следующим пунктам:

Определяющие события. Любые аспекты, которые с большей или меньшей вероятностью провоцируют вызывающее поведение здесь и сейчас, например, страхи, усталость, физический дискомфорт.

Предшествующие события. Допустим, время сна, ужина, поход в школу, по магазинам.

Само поведение ребёнка, или что он делает? Начинает кричать, причиняет вред окружающим, рушит и ломает предметы, занимается членовредительством.

Что хочет этим получить, или каковы последствия? Привлекает внимание, требует прекратить некую деятельность.

Публикации по теме:

Безопасное поведение детей в транспорте (по мотивам сказки Л. Н. Толстого «Три медведя») Автор воспитатель высшей категории Шаманова В. С. ГБОУ Гимназия № 1519 г Москва Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить на ваше.

Фотоотчет. Роспись кукольного сервиза для детей с психическими расстройствами в развитииФотоотчет. Роспись кукольного сервиза для детей с психическими расстройствами в развитии Фотоотчет. Роспись кукольного сервиза. Моим девочкам подарили кукольный сервиз. Но необычную посуду, а керамическую чайную посуду белого.

Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия»Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия» Работа с одаренными детьми в ДОУ - одно из важных направлений деятельности педагога, нашедшее своё место в перечне задач ФГОС ДОУ и в президентской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутического спектра
Опубликовано: 2 марта 2025 в 11:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Евдокимова (УИ 3479028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД