Наталья Евдокимова
Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Поведение детей с аутистическим расстройством бывает непредсказуемым, вызывающим, социально неодобряемым. Оно выражается в виде неподчинения, криков, истерик, агрессии, членовредительства, повторяющихся, стереотипных движений.
Согласно исследованию доктора Энтони Лаверти в 2020 году, около 59% детей с РАС в тот или иной момент жизни совершают деструктивные поступки. 44% демонстрируют с различной периодичностью аутоагрессию, и в принципе склонны к самоповреждениям. По мере взросления аутоагрессия может трансформироваться в желание и стремление вредить окружающим – влиять на их качество жизни, целостность личных вещей и собственности. Распространяется оно, в том числе, на родителей и людей, осуществляющих уход за ребёнком.
Темочки:
Понимание причин нежелательного поведения, и борьба с ним
Первопричину большинства сложных форм поведения можно отнести к одной из двух категорий:
имеющих биологическую или социальную основу;
изначально имеющих биологические причины, которые позже подкрепляются социальными.
Биологические факторы включают:
психологические нарушения – иррациональные страхи, тревожное, обсессивно-компульсивное, паническое расстройства;
сопутствующие заболевания, например, патологии желудочно-кишечного тракта;
проблемы с сенсорной обработкой информации, поступающей из окружающей среды.
Социальные причины обычно связаны с желанием привлечь к себе внимание – положительное или отрицательное, это для ребёнка с РАС не важно. Также могут быть продиктованы стремлением:
избежать столкновения с некими людьми или ситуациями;
получить определённый объект;
оказаться в желанных обстоятельствах.
Некоторые поступки совершаются, допустим, из-за появившейся физической боли или дискомфорта, и продолжаются, потому что ребёнок привлекает к себе внимание даже после того, как неприятные ощущения прошли.
У вызывающего, нежелательного поведения всегда есть причины. Но рассматривать это поведение нужно как форму общения и попытку наладить коммуникацию. Из-за трудностей с речью, детям с РАС тяжело выражать свои мысли и эмоции. Обучиться правильному взаимодействию с окружающими они могут через моделирование ситуаций, создание позитивных ассоциаций и копирование поведения близких. Иными словами, при комплексной, всесторонней поддержке членов семьи ребёнок с РАС замещает нежелательные поступки и проявления на социально одобряемые, и осваивает навык управления негативными эмоциями.
Почему нежелательное поведение самостоятельно не прекращается?
Некоторые формы вызывающего, демонстративного поведения сохраняются по мере взросления детей с РАС из-за непреднамеренного подкрепления со стороны окружающих. Например, если ребёнок кусает себя или бьётся головой о любую поверхность, чтобы добиться внимания, материального объекта или участия в некой деятельности, он вовлекает в этот процесс окружающих и получает подкрепление своей аутоагрессии. Единожды сработавшая манипуляция начинает повторяться снова и снова. Аналогичным образом складывается ситуация, когда истерика приводит к освобождению от чистки зубов, выполнения домашней работы, прекращения деятельности других людей, даже если она напрямую не касается ребёнка.
Несмотря на то, что в моменте малыш или подросток прекращает свои действия, он также получает подтверждение, что его окружение реагирует на такой способ коммуникации. Без углублённого понимания первопричины, для чего ребёнок с РАС делает то, что делает, и чего пытается достичь, справиться с таким поведением – очень сложно.
Контекст поступков и последствия
Нежелательное поведение детей с РАС не возникает из ниоткуда. Оно напрямую зависит от окружающей обстановки и контекста ситуации. Чтобы разработать правильную тактику реагирования, следует детально разобрать каждый случай по следующим пунктам:
Определяющие события. Любые аспекты, которые с большей или меньшей вероятностью провоцируют вызывающее поведение здесь и сейчас, например, страхи, усталость, физический дискомфорт.
Предшествующие события. Допустим, время сна, ужина, поход в школу, по магазинам.
Само поведение ребёнка, или что он делает? Начинает кричать, причиняет вред окружающим, рушит и ломает предметы, занимается членовредительством.
Что хочет этим получить, или каковы последствия? Привлекает внимание, требует прекратить некую деятельность.