Ольга Шведова
Нетрадиционные техники рисования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Дети дошкольного возраста очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду, создавать условия для развития детского художественного творчества.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования дошкольников» размещена в разделах
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание "остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Я работаю над такой интересной темой: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования». Опыт моей работы показал, что использование разнообразных, доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, воспитанники стараются думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачами, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка.
Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций", нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
.
Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этим материалом могут быть: краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы, целлофан, овощные штампы и печати, соломка, пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их и вовлекает в творческий процесс.
В процессе освоения нетрадиционных техник рисования формируется творческая личность. Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей, способствуя активизации творческого воображения дошкольников. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, выполняют терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние.
Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в волшебную сказку, где ребенок становится маленьким волшебником, творившим и создающим чудеса. Нетрадиционные техники – это пробуждение ребенка к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Работая с детьми я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.