Александра Иванова
Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности
Описание опыта работы по теме:
«Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности»
Задача воспитателя в современном мире – помочь сформировать ребенку, живущему в мегаполисе, доброжелательное отношение к природе, понимание природы, осознание своего место в окружающем мире. Развивать интерес к объектам природы необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Именно в этот период складываются первичные представления о мире природы. Развитие познавательных интересов у детей находится в прямой зависимости от количества и качества знаний, а также способа их получения путем активной познавательной деятельности. Характерная особенность старшего дошкольного возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, возникает желание подойти и потрогать растение.
Публикация «Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема данного проекта интересна тем, что позволяет расширять детский опыт общения с живой природой: посредством комнатных растений, сказок о растениях, игр – путешествий и ребусов.
1. Комнатные растения «Чудеса на бумаге»
Многообразие форм, красок, запахов, присущие комнатным растениям, помогают развивать любознательность, наблюдательность, понимать и ценить красоту растений, воспитывать бережное отношение к природе. Не только сами растения, но и средства по уходу за ними служат развитию познавательного интереса детей. К таким средствам можно отнести:
- специально организованная развивающая среда, где ребенок может самостоятельно и вместе со взрослым экспериментировать, действовать с растениями;
- систематическое проведение наблюдений за комнатными растениями;
- осуществление ухода за растениями, посадка и пересадка их;
- беседы, пересказы и чтение сказок детям о происхождении растений, значимости их в жизни и деятельности человека и общества;
- посещение оранжерей, ботанического сада, парков, скверов и т. д.
Так же одним из средств может стать изобразительная деятельность. Дети этого возраста любят рисовать, лепить, вырезать, конструировать, что говорит об огромном творческом потенциале детей. Изобразительная деятельность волнует, радует детей и вызывает у них положительные эмоции.
В своей работе я использую как традиционные техники рисования, так и нетрадиционные (необычное сочетание материалов и инструментов).
К нетрадиционным техникам можно отнести:
- печать листьев (можно изобразить гибискус, олеандр, плющ);
- рисование пальчиками (декабрист, толстянка, папоротник, хлорофитум);
- рисование методом тычка (разные виды кактусов, гемантус);
- проступающий рисунок - восковой мелок + акварель (фикус, маранта, драцена, щучий хвост, традесканция, сансевьера);
- набрызг (маранта, бриофиллюм, можно изобразить растения где на листьях имеются вкрапления, пятнышки;
- рисование пластилином (барельеф, можно изобразить любые растения.
2. Сказки «Наши зеленые любимцы»
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство со всем окружающим миром в целом. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.
С детьми читаем сказки о комнатных растениях Л. В. Скребцовой «Азалия белый кот», «Домашний садик», «Благородный плющ», «Кто прекрасней», «Колючий лилипут» и др. Так же мы придумываем свои сказки о растениях, которые имеются дома у воспитанников. Составляем альбом фотографий, на которых дети, ухаживают за домашними и садовыми растениями.
3. Игры – путешествия «Удивительное рядом»
Игры – путешествия представляют совместный поиск интересной информации о происхождении комнатных растений, о природе: рассматривание на глобусе место обитания и происхождения каждого цветка; чтение энциклопедии обьясняющее название растения, цветка; рассматривание книг; рассматривание открыток, составление гербариев; обсуждение и придумывание моделей о способах ухода за растениями. Проведение с детьми дидактических игр «Угадай растение», «Цветочный аукцион», «За покупками в цветочный магазин», «Загадай – мы отгадаем», «Чего не стало?», «Что я назвала?».
1. Игры – путешествия, направленные на привлечение внимания к особенностям обьктов природы, значимости их для человека.
№1 «Путешествие в «неизведанную» природу» Цель: сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценно. Познакомить детей со значением деревьев и других растений.
№2 «Путешествий в мир исчезающих растений и животных» Цель: воспитывать бережному отношению детей к природе, познакомить со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой».
2. Игры – путешествия, направленные на освоение правил поведения в природе.
№1 «Путешествие в Летний сад», «Ботанический сад» и «Оранжерея» Цель: Формировать умения детей бережно относится к паркам, имеющим историческую ценность. Познакомить с правилами поведения в парках. Воспитывать чувство любви к своему городу, видеть красоту и оберегать ее.
№2 «Путешествие по лесным тропинкам» Цель: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.
Задание 1 «Чистое утро» - убрать участок детского сада от листьев, веток, мусора.
Задание 2 «Березкины слезы» - пройти по участку детского сада, проверить, нет ли обломанных веток, ранок, если есть, пожалеть их сказать добрые слова, подвязать ветки, или обрезать их, окучивать молодые кустики.
Задание 3 «Беседа с деревьями» - рассказать об особенностях строения внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного отношения людей к растениям.
4. Ребусы «Неизведанное и увлекательное»
Ребусы являются наглядным моделированием для абстрактного понятия ребенка и привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их применение в обучении очень эффективно. Мои дети подросли, поэтому я планирую включить в свою работу разработанные мною ребусы про комнатные растения.