ирина Рысаева
Консультация «Неталантливых детей не бывает»
▼ Скачать + Заказать документы
«Неталантливых детей не бывает»
Рысаева Ирина Ивановна
Воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ №72 Петроградского района
г. Санкт-Петербург
Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук,
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети – это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мирный голос сказки о царе Салтане,
Публикация «Консультация „Неталантливых детей не бывает“» размещена в разделах
О русалках – сестрах сказочных морей.
Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.
М. Цветаева
Дети – это бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых - развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложиться на педагогов.
В каждом человеке присутствуют разные способности, просто эти способности «затаились и дремлют» и если их не развивать, то он так никогда и не узнает про свои таланты. А развивать свои способности люди должны с детства. В вопросе развития ребенка важно не упустить один очень важный период, когда малыш вступит в так называемый сензитивный возраст (это этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятного для освоения каких – либо видов деятельности, формирования определенных психических функций, продолжается он в среднем от 3 до 7 лет. Именно в этот момент жизни развитие способностей ребенка проходит наиболее эффективно и позволяет раскрыть его потенциал. Самое главное в процессе обучения, чтобы ребенок не испытывал никаких перегрузок и стрессов.
Каждый родитель считает, что именно его ребенок уникален и талантлив и стремиться доказать себе и всем окружающим, что его ребенок лучше всех. Сейчас имеется такое разнообразие всевозможных кружков, студий, школ развития, где можно не только выявить, но и развить талант своих детей. Но часто случается так, что родители путают свои амбиции и талант ребенка. Очень важно заметить именно тот самый талант, который имеет ваш ребенок, то в чем уникален именно он, а не то, о чем мечтаете вы сами. Ведь не бывает неталантливых детей, все они и каждый по - своему уникальны, главное разобраться, в чем заключается этот талант.
В большей или меньшей мере, но каждый из нас способен реализовать себя и жить полноценной, гармоничной жизнью, но не всегда это так легко удается потому что живем мы не своей, а чужой жизнью. Развиваем не свои, а чужие способности, следуем жизненному сценарию родителей и близких людей, героев романов и кино, навязанных обществом стереотипов. Как же вырваться из замкнутого круга и понять, какие сильные стороны в себе нужно развивать, и как не ошибиться?
Системно- векторная психология раскрывает, что каждый человек обладает врожденным набором психических качеств и свойств, определяющих его поведение, мысли, желания, способности, мимику и внешний облик. Этот набор свойств носит название психотип или вектор, всего таких векторов 8, а один человек совмещает в среднем характеристики 3-4 векторов, это живет в нас и управляет нами негласно, и мы, как правило, этого не замечаем, не знаем, но каждый из нас несет определенную роль, и в каждом заложен специфический потенциал.
За небольшим исключением, все дети рождаются с оригинальными способностями, психологи считают, что неталантливых и глупых детей нет и быть не может, просто бывают недостаточно внимательные родители, которые просто не знают, как правильно развивать своего ребенка. Есть дети, на которых родители не обращают внимания. Как же вовремя заметить этот талант и помочь малышу его раскрыть? Важно с самого раннего детства развивать в ребенке творческое начало, ведь раннее развитие не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха в любой области. Лучше всего в этом помогут занятия изодеятельностью и художественным трудом. Это один из самых доступных и интересных способов заинтересовать малыша, включить его в уникальную игру, в которой он участвует наравне со взрослыми. Когда малыш рисует, лепит из пластилина, теста или глины, делает поделки из бросового материала, он дает выход своим эмоциям, у него развивается образное мышление, воображение, вкус, чувство цвета и формы, моторные навыки. Художественный труд и изодеятельность не только прекрасный способ самовыражения, но и помощник в детском развитии, такие занятия гармонично развивают личность, такое хобби помогает лучше овладевать не только техническими дисциплинами, но и подвигает к изобретению. Создавая поделки и «произведения искусства» своими руками, мы можем окунуться в свой внутренний мир, раскрывая свои природные возможности.
Сегодня работа педагогов направлена на то, чтобы каждый ребенок гармонично развивал свои художественно- эстетические и физические способности, за счет занятий по рисованию, лепке, тестопластике и другим видам художественной деятельности, а также мелкой моторики, речи и общего творческого мышления. Не должно быть обделенных вниманием детей, каждый хочет стать личностью, самоутвердиться, и наша задача: помочь ребенку в этом. Для этого необходимо знать детскую психологию, заботливо относиться к детям, иметь индивидуальный подход и уважительное отношение к ребенку, быть толерантной и ждать, когда «фрукт созреет». Нужно помнить, что у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности, просто у ребенка могут отсутствовать условия для реализации творческого потенциала. Необходимо уметь создавать обстановку радости, нужно верить, что у каждого ребенка есть хорошие природные данные, просто они сами не знают о своих возможностях. Главная задача педагога - достучаться до самых сокровенных уголков детской души, помочь поверить в себя, вовремя раскрыть и поддержать талант.
Необходимо следовать рекомендациям по развитию интереса и творчества у ребенка: не нужно сравнивать результаты творчества ребенка с результатами других детей, тем более, если результаты ниже; необходимо находить в творчестве ребенка то, что вам действительно нравится и сообщить ему об этом; нужно помнить, что даже, если ребенок сразу не демонстрирует интереса к какому-либо виду творчества, то это не значит, что у него нет к нему таланта, иногда у него просто нет соответствующего настроения.
Неталантливых детей не бывает - такая мысль приходит каждый раз, когда соприкасаешься с творчеством детей, разбуженным чуткой душой и фантазией. Необходимо создавать соответствующие условия для творческого развития ребенка, не нужно считать малыша каким-то особенным, выдающимся, ведь это может навредить ребенку, не нужно разочаровываться, если не все у него получается так, как вы хотели бы, ведь малыш меняется и все у него впереди.
В нашем детском саду созданы все условия для творческого развития ребенка: есть изостудия, где малыши с удовольствием рисуют; мастерская, где дети могут представить себя строителем, конструктором, дизайнером. Здесь они преображаются, ведь их окружает большое количество материала для изготовления разнообразных поделок: они строят города, делают разные поделки как из строительного материала, так и из бросового. В мастерской есть все, что можно использовать для развития творческой мысли ребенка, большое количество природного материала, который собирают дети, как на прогулке (желуди, шляпки от желудей, каштаны, листики от деревьев и кустарников, цветочки, мелкие камушки и т. д., так и вместе с родителями на природе, привозят ракушки с отдыха на море, из леса – шишки, мох, красивые веточки. При этом воспитывается любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. Ребятам очень нравится рассказывать о своих «творениях», в такие моменты глаза и личики детей просто «светятся», они преображаются и конечно же в этот момент поддержка и слово педагога имеют важное значение, ведь неталантливых детей просто нет, бывают неталантливые и нечуткие педагоги, которые не могут раскрыть таланты детей.
Традицией у нас стало проведение выставок: «Что нам осень принесла?», «Осень золотая», «Зимняя сказка», «Пасха», на которых активное участие принимают дети разных возрастов совместно с родителями, для всех это просто праздник, когда можно увидеть какие же прекрасные изделия можно сделать из того, что лежит буквально под ногами. Сколько гордости у них, когда они рассказывают, как они мастерили это вместе с родителями.
Детские годы - самые важные в жизни человека и, как они пройдут, во многом зависит от взрослых – родителей, воспитателей, учителей. Задача педагогов - раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени и убедить родителей в том, что неталантливых детей нет, в каждом есть своя изюминка!
Литература:
1. «Детская Академия Развития» - Интернет-ресурсы
2. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
3. 2. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.