Евгения Васильева
Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
"Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста"
Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум - тело.
Публикация «Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Образовательной ее назвали потому, что в процессе занятий мы узнаем самих себя, получаем знания о собственных проблемах и о том, что же нам делать дальше, чтобы компенсировать перенесенный ранее стресс. С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Упражнения для мозга универсальны и для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Актуальность.
Нейропсихологические упражнения представляют собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры.
Формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если каждый из этих был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляции родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждое из подобных ситуаций может отразиться на развитие мозга.
Отсюда можно сделать вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т. д., общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Нейрогимнастика особенно полезна детям:
• Возбудимым, с нарушенным вниманием, агрессивным;
• Тревожным, неуверенным;
• С плохой координацией;
• С речевыми нарушениями;
• Которым трудно овладевать школьными навыками: чтением, письмом.
Актуальностью программы является и то, чтобы каждый ребенок был способен продуктивно обучаться и усваивать большие объемы информации, для того чтобы ему было легче обучаться далее в школе.
Цель программы:
Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.
Задачи программы:
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие интеллектуальной деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- воспитывать волю ребенка;
- устранение дислексии и дислалии;
- оздоровление организма за счет улучшения иммунитета.
В программе участвуют дети с 3 до 4 лет. Занятия проводятся в одной группе. Количество детей в каждой группе не более 10 человек. Срок реализации данной программы рассчитан на 8 месяцев. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время проведения занятий от 15 минут до 20 минут.
Новизна.
Программа универсальна, и подходит как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития. Программа разнообразна. На каждом занятии упражнения подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие когнитивной, эмоционально-волевой, сенсорной, коммуникативной, физической сфер ребенка.
Программа разработана в первую очередь для детей с :
• низкой устойчивостью к нагрузкам;
• наличием утомляемости;
• трудностями координации движений;
• отсутствием плавности движений, не удержанием равновесия;
• для медлительных детей;
• с трудностями управления движениями, саморегуляции;
• наличием мышечных зажимов, нарушениями мышечного тонуса;
• испытывающих трудности в общении;
• переживающих эмоциональное напряжение.
Некоторые занятия по нейрогимнастике и сенсорной интеграции проводятся совместно с родителем (законным представителем). Перед включением в группу, мы беседуем с родителями, изучаем индивидуальные особенности ребёнка. Работа ведется с группой детей младшего дошкольного возраста.
Формы работы c детьми от 3 до 4-х лет
• телесные разминки, массаж;
• пальчиковые игры;
• дидактические игры;
• двигательные разминки;
• лепка;
• творчество;
• сказка;
• задания с крупой;
• н/ гимнастика:
- корригирующая гимнастика;
- элементы детской йоги;
- дыхательные упражнения;
- сенсомоторные упражнения;
- игры на внимание и быстроту реакции;
- двуручное рисование.
Техническое оснащение:
- фонотека;
- магнитофон;
- предметные игрушки;
- мячи;
- доска;
- фломастеры;
- ковер;
- столы, стулья;
- пластилин.
Ожидаемые результаты
Занятия способствуют:
• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
• Развитию межполушарного взаимодействия;
• Повышению умственной работоспособности;
• Оптимизации интеллектуальных процессов;
• Коррекции проблем поведения, развитию саморегуляции;
• Развитию способностей к межличностному взаимодействию;
• Совершенствованию способности к концентрации внимания;
• Стабилизации эмоционального фона;
• Развитию плавности, ритмичности, точности движений;
• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
• Преодолению стеснительности, робости;
• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
• Лучше ориентируется в окружающем мире;
• Легче налаживает отношения со сверстниками;
• Повышается работоспособность;
• Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
• Повышается самооценка ребенка;
• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания;
• Происходит оздоровление организма за счет улучшения иммунитета;
• Приобретает базу для успешной дальнейшей учебы в школе.
Формы подведения итогов реализации программы.
Форма отслеживания результатов усвоения образовательной программы предполагает:
- индивидуальное наблюдение – при выполнении практических приемов обучающихся;
- итоговой мониторинг.
Содержание программы
Программа содержит следующие тематические блоки:
1. Улучшение мозгового кровообращения.
На начальной стадии упражнения направлены, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшения мозгового кровообращения, повышения работоспособности:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения.
2. Развитие двигательной, пространственной сферы, изучение образа физического «Я».
Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики: многие упражнения проводятся с целью улучшения межполушарного взаимодействия.
Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики.
Пальчиковые игры и упражнения :
- игры манипуляции;
- сюжетные пальчиковые упражнения;
- пальчиковые упражнения со звуковой гимнастикой;
- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;
- работа со счетными палочками;
- упражнения с горохом, фасолью, шерстяной нитью;
- игры – шнуровки;
- игры с конструктором.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга.
3. Улучшение саморегуляции.
Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:
- Упражнения, направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля.
- Упражнения, направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сферы.
- Упражнения, направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.
В комплекс занятий, направленных на развитие саморегуляции детей необходимо включать дыхательные упражнения, массаж, растяжки, пост изометрическую релаксацию (ПИРС) и аутогенную тренировку.
Улучшение соматической сферы ребенка.
Улучшение состояния соматической сферы ребенка происходит постепенно, когда улучшается функционирование мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, а также когда у ребенка повышается самоконтроль в сфере телесности.
Мы используем следующие упражнения :
- физические упражнения;
- песочную терапию.
Литература
1. П. Дениннсон. «Гимнастика мозга» - 2015г.
2. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников-СПб., 2008г.
3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! - СПб., 2009г.
4. Сполдинг Дж. Обучение через движение- М., 1992г.
5. Лопухина К. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение – СПб., 1997г.
6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 -9 лет – М. ,2003г;
7. Журнал «Дошкольное воспитание», 2005г № 3, №6, статьи Е. Плутаевой и П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет.
8. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М. ,1985г.
9. Лазарев М. Л. Программа «Познай себя» - М. ,1993г.
10. А. Ткаченко. Физкульт минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. ,2001г.
11. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб, 1996г.
12. Чистякова М. И. Психогимнастика – М., 1995г.
13. В. Г. Яковлев, Гриневский А. Н. Игры для детей – М. ,1992г.