Оксана Васильева
Проект «Наука — дорога в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное
в жизни человека, она всегда была и будет
высшим проявлением любви, только
одною ею человек победит природу и себя.
(А. П. Чехов)
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
Публикация «Проект „Наука — дорога в будущее“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Главное достоинство работы, в рамках проектной деятельности, это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагоги и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Цель и задачи проекта
Цель проекта : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта : 1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук :
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений.
2. Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей:
- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребё нка:
- коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Участники проекта : воспитанники старших дошкольных групп, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта : проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста
Ожидаемые результаты проекта
Для детей: - формируются навыки исследовательской деятельности;
- повышение уровня познавательной активности;
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем.
Для родителей: - повышение интереса к проблеме детского экспериментирования;
- помощь в создании уголка экспериментирования;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития;
- содействие и участие родителей в дальнейшей работе.
Для педагогов: - повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
- составление перспективного плана деятельности, способствующей расширению знаний об окружающих предметах, их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности;
- оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития.
Продукт проектной деятельности :
фотоматериал;
разработка методических рекомендаций;
презентация проекта.
Краткое описание проекта по этапам
Этапы проекта Описание Сроки
1 этап - подготовительный Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме организации условий для самостоятельного экспериментирования дошкольников. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно - экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования. Январь, 2022 г.
2 этап – основной Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;
Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником. Февраль – апрель, 2022 г.
3 этап - заключительный Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта. Май 2022 г.
Ресурсное обеспечение
Эффективность и качество реализации проекта обеспечиваются использованием нескольких видов ресурсов:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Концепция дошкольного воспитания.
2. Концепция о правах ребёнка.
3. Типовое положение о ДОУ
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
6. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Программно-методическое обеспечение:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М., 2015г. – 354 с.
Методическое обеспечение:
1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста — М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» : старший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
Кадровые ресурсы:
Воспитатели.
Старший воспитатель.
Материально-технические ресурсы:
1) наглядные пособия (плакаты, видеоматериал, репродукции картин, фотографии);
2) демонстрационный материал;
3) уголок природы в группе;
4) уголок экспериментирования;
5) раздаточный материал:
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
природный материал (камешки, песок, семена и т. п.);
утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);
прочие материалы - лупы, термометры.
Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр.
Информационные ресурсы: информационные стенды для (в ДОУ и группах); сайт ДОУ; презентации.
План реализации проекта
Подготовительный этап (Январь, 2022 г.)
№ Мероприятия Цель Участники Сроки
1. Подбор материала по теме проекта Систематизация полученного материала Воспитатели 2 неделя января
2. Диагностическое обследование Планирование деятельности по реализации проекта Воспитатели, дети 2 неделя января
3. Планирование деятельности по теме проекта Составление календарного плана работы Воспитатели 3-4 неделя января
4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатели, родители 4 неделя января
Основной этап (февраль 2022 г. – апрель 2022 г.)
Мероприятия Цель Участники Сроки реализации
Познавательный час «Да здравствует российская наука» Познакомить детей с историей возникновения Дня науки, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в различных области науки. Воспитатели, дети
Февраль
Беседа – рассказ «Экскурсия в детскую лабораторию» Повышение интереса к исследовательской деятельности. Воспитатели, дети
Познавательное видео «Волшебные стеклышки» Познакомить детей с приборами для наблюдения. Воспитатель, дети
Образовательная деятельность «Свойства веществ» Формирование представлений о свойствах веществ. Воспитатель, дети
Опыт «Строение веществ» Расширение представлений о строении знакомых веществ Воспитатель, дети
Презентация «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода. Воспитатель, дети
Март
Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды. Воспитатель, дети
Опыт «Помощница вода» Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Воспитатель, дети
Экспериментирование на прогулке «Свойства воды» Расширить представления о свойствах воды. Воспитатель, дети
Познавательный час «Всероссийский день», иZOOMительная экскурсия «Хочу знать всё про…» Познакомить детей с научными достижениями 21 века, известными учеными и изобретателями. Воспитатель, дети
Апрель
Выставка детских рисунков «Мир науки глазами детей» Стимулирование детского творчества, продвижение среди детей идеи ценности научного знания, расширения их кругозора и знаний. Воспитатель, дети
Творческая мастерская «Чудеса из ничего» Творческое конструирование стимулирует любознательность, развитие образного и пространственного мышления, активизирует фантазию и воображение, пробуждает инициативность и самостоятельность, а также интерес к познанию окружающего мира. Воспитатель, дети
Экспериментальная лаборатория Всезнайки Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Воспитатель, дети
Квест-игра «Наука открывает тайны» Способствовать повышению мотивации в развитии инновационной и экспериментальной деятельности. Воспитатель, дети
Познавательный мультфильм «Фиксики» (магнит) Познакомить с происхождением магнита. Воспитатель, дети
Май
Опыт «Магнитные силы» Выявить свойства магнита Воспитатель, дети
Беседа – эксперимент «Сила тяготения» Дать детям представления о силе тяготения. Воспитатель, дети
Опыт «Два магнита» Выявит особенность взаимодействия двух магнитов. Воспитатель, дети
Дидактическая игра «Поймай рыбку» Закреплять знания о магните в процессе игры. Воспитатель, дети
Работа с родителями
№ Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
1. Февраль Анкетирование родителей по теме: «Изучение интереса к экспериментированию детей» Ребё нок в мире поисках: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста
2. Март Групповое собрание на тему: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?» Н. В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность»
3. Апрель Оформление информационного поля по теме: «Познавательные опыты для детей».
4. Май Лекторий «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным». Л. В. Черемошкина
«Как развивать
внимание и мышление
ребенка»
Заключительный этап (Май 2022 г.)
Мероприятия Цель Участники Сроки
1. Диагностическое обследование:
- Анкетирование родителей «Детское эксперименти-рование в семье»;
- Опросник «Отношение родителей к интеллек-туальному развитию своего ребенка» Выявление и определение эффективности реализации проекта. Воспитатели, родители, дети Май
2. Создание папки для педагогов:
- Памятка «Детское экспериментирование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?»;
- «Игры, которые учат»;
- «Игры на воздухе с водой» Повышение компетентности педагогов в плане познавательного развития у детей Воспитатели Май
3. Интеллектуальная игра «И тут вошёл изобретатель» Закрепление и обобщение пройденного материала Воспитатели, дети Май
4. Создание папки для родителей: ««Влияние познавательно – исследовательской деятельности на развитие ребенка» (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). Повышение педагогической культуры родителей по вопросу познавательного развития Воспитатели, родители Май
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.
3. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2008.
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
6. Ребенок в мире поисках: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. И. Дыбиной. — М. : ТЦ Сфера, 2005.