Марина Дмитриева
«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» В. А. Сухомлинский
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны в средствах массовой информации звучат остро, так как тема, в последнее время, становится очень актуальной.
Старшее поколение обеспокоено сложившейся ситуацией, ведь авторитеты, сохранность семейных традиций, нравственность идет на убыль, а мир становится все более агрессивным по отношению к ребенку. Индустрия детства оказывает разрушительное влияние на психику малыша, его внутренний мир, на его нравственность и духовность. Все чаще задаем себе вопрос – куда исчезают любимые, старшим поколением, книги о настоящих героях и так любимые, когда – то, сказочные герои – Золушка и Иван - царевич, и почему их место занимают Бетмэны, покемоны и Симпсоны, а телевидение все чаще пропагандирует зло, жестокость, насилие, и тем самым наносит существенный вред психике ребенка.
Публикация «„Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…“ В, А, Сухомлинский» размещена в разделах
В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?
5 ноября 2014 года в МБОУ ДОД-РДДиЮ р. п. Степное состоялась муниципальная конференция «Духовность и современность» в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Советского муниципального района на 2012-2017 гг.».
В работе конференции приняли участие более 100 человек : представители духовенства, руководители образовательных учреждений, т. ч. заведующий детским садом «Звездочка» С. Э. Федулова, а также педагоги, ветераны труда, представители родительской общественности, учащиеся.
На открывшемся форуме было отмечено, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В рамках реализации районной программы духовно – нравственного воспитания в детском саду «Звездочка», в процессе образовательной деятельности, педагоги формируют у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитывают собственное достоинство как представителя своего народа, уважение к прошлому, будущему родного края, страны.
На конференции наш детский сад представили дошкольники подготовительных к школе групп с танцевальной композицией «Дети России».
Продолжением муниципальной конференции «Духовность и современность» стал педагогический час «Творить добро», который прошел в МБДОУ – детском саду «Звездочка» р. п. Степное 6 ноября 2014 г.
Активная дискуссия по вопросам нравственного и духовного воспитания педагогического персонала нашего детского сада, обмен опытом в вопросах воспитания, интересные педагогические идеи приемы воспитания, все это привнесло много положительных моментов в работу пед. часа. Ведь именно мы, работники дошкольного образования, замечаем, что нередко воспитание малыша для родителей часто превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание и с 1,6 лет отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача наших воспитателей – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным.
В системе дошкольного образования происходят определенные позитивные перемены, одна из которых – введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, в которых приоритетное направление отдано проблемам социально – нравственного воспитания дошкольников и нормам морали (как теоретической основы нравственного воспитания).
Специалисты нашего МБДОУ убеждены, что в содержании дошкольного образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель нацелен на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка.
Ребенок, через народные праздники, вековые традиции нашего народа и народное творчество, может развиться как личность, может проявлять свои нравственные позиции, взаимодействовать со сверстниками в играх на основе общепринятых этических принципах.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества» - эти слова принадлежат 26 президенту США Теодору Рузвельту, и это так, ведь дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. В лице педагога, отца и матери он встречается с естественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. Ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.
В завершении работы педагогического часа «Творить добро» выступила заведующий детским садом «Звездочка» С. Э. Федулова, которая отметила, что необходимо совершенствовать методы социального становления личности дошкольника на основе подхода к ребенку как к субъекту деятельности и построения отношений, удовлетворяя его потребности в самостоятельности, выражающейся уже в трехлетнем возрасте в утверждении «Я сам!»
М. В. Дмитриева, педагог – психолог
МБДОУ – детский сад «Звездочка» р. п. Степное