Ксения Куличкина
СОД по ФКЦМ «Наше солнышко в беде» с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность по ФЦКМ
«Наше солнышко в беде» с детьми 4-5 лет.
Цель: способствовать формированию у детей экологической культуры, бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о первых весенних изменениях в природе;
формировать навык пользования моделями;
показать связь неживой природы с изменениями в жизни растений и животных;
совершенствовать навыки исследовательских действий
Развивающие:
Публикация «СОД по ФКЦМ „Наше солнышко в беде“ с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
развивать познавательные интересы детей, устойчивое внимание, наблюдательность, мышление, память, воображение;
развивать речевую активность детей;
развивать умение сравнивать и анализировать, высказывать свои выводы;
активизировать мыслительную деятельность за счет решения проблемных ситуаций
Воспитательные:
воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому;
воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы;
воспитывать в детях любознательность, способность переживания чувства радости, удовольствия от открытий, полученных из наблюдений
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационная технология, игровая технология.
Материал и оборудование: Модели поведения в лесу, мольберт с магнитами, мягкие игрушки – белка и медведь, «тропа здоровья», декорации по теме «Весенний лес», натуральные веточки сосны и ели, лупы (по количеству детей, 3 прозрачных контейнера с водой, сачки (по количеству детей, удочки, палочки, ведерки, различный «мусор», рыбки, солнышко из картона, желтые прищепки, презентация, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: Беседы о весне; рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, деревьев, птиц, альбома «Времена года»; чтение стихотворений о весне; загадывание загадок о птицах, животных, деревьях; наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,
Содержание:
Воспитатель: Собрались все детки в круг.
Я – твой друг и ты- мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Сегодня у нас необычный день, к нам в детский сад приехали гости. Поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
1. Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
-Что происходит с природой весной? (ответы детей)
-Почему все это происходит? (ответы детей) Правильно, потому что солнце поднимается выше, греет сильнее, светит ярче.
Ребята, кто это к нам пришел? (дети называют) Белочка, что случилось? Почему ты такая грустная? Детки, белочка говорит, что в сказочном лесу случилась беда. Солнышко вчера рассыпало все свои лучики. Белочка просит помочь нас собрать лучики и отдать Солнышку.
- Что же делать, ребята? Как мы сможем помочь Солнышку? (ответы детей).
- Мы отправимся в сказочный лес. Вы готовы преодолевать трудности, выполнять все задания, которые будут у нас на пути? Тогда запомните самое главное правило, во время путешествия: Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать! Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в лесу.
Попадем в волшебный лес
Полный сказочных чудес.
Будем Солнце выручать
И друг другу помогать.
1,2,3 - покружились
И в лесу мы очутились.
ЭКРАН: Весенний лес.
Воспитатель: По дорожке в лес пойдем,
Все преграды обойдем. (ходьба детей по «тропе здоровья»)
Дружно весело шагаем,
Из следа в след мы наступаем.
Кустики мы не ломаем,
Змейкой мы их оббегаем.
Вот повалено бревно.
Кто-то ждет нас там давно.
- Кто же это? (Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного медведя, которого заранее кладет на пенек).
Медведь: Жарко мне в берлоге спать,
Хочу я лапы поразмять
Под бока течет вода.
Весна пришла, вставать пора.
- Это вы шумели на всю округу? Разбудили меня! Безобразники!
Воспитатель: Не ругай нас, Миша. Ребята, скажите мишке, зачем мы пришли в лес? (ответы детей)
Медведь: А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (ответы детей). Запомните три главных правила поведения в лесу (Медведь показывает модели)
- Не губи
- Не шуми
- Не сори
(дети повторяют правила по моделям).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все запомнили? А нам пора идти дальше. До свиданья, Миша!
Дети вместе с воспитателем выполняют ходьбу по импровизированной дорожке.
Воспитатель: Зашагали ножки
По большой дорожке.
Ну-ка веселее.
Вот мы как умеем.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
ЭКРАН: Подснежники в лесу
Воспитатель: - Вот мы и добрались до полянки. Снег еще не успел везде растаять, но уже пробиваются, к солнышку тянутся первые весенние цветы. Как они называются? (подснежники)
- А можно я сорву цветок? (варианты ответов детей)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
- Ребята, подснежники не стоят в воде, они сразу вянут. А тот, кто их рвет- губит красоту, убивает природу.
- Что-то я немного устала. Давайте присядем вот под этим деревцем и отдохнем. (дети и воспитатель садятся у елочки).
Пахнут елочки смолой
Мы подышим ей с тобой
Глазки дружно закрываем
Свежий воздух мы вдыхаем
( дышим: вдох – выдох- 2-3 раза)
Глазки открываем,
Вокруг себя понаблюдаем.
ЭКРАН: Ель и сосна
Воспитатель: -Вот он лес, весенний лес
Полон сказок и чудес
Что в глуши твоей таится?
Что с деревьями творится?
- Ребята, а что происходит весной с деревьями? (ответы детей)
- Отгадайте загадку: Что же это за девица?
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
- Есть у елочки подружка, отгадайте кто она?
Хоть колюча, а не елка:
Подлинней ее иголки.
А кора тонка, красна
Та красавица …. (сосна)
- Что бы никогда не путать сосну и ель давайте рассмотрим их веточки. Что мы используем, когда рассматриваем очень мелкие предметы, которые глазами можно не увидеть? (Лупу). А что такое лупа? (ответы детей). Я думаю, что в сказочном лесу должны быть такие волшебные стеклышки (воспитатель подходит к «пеньку» и приподнимает крышку). А вот и те самые стеклышки (дети разбирают лупы). Возьмите веточки: под сосной – сосновую, а под елью - какую веточку возьмем? (еловую). С помощью лупы рассмотрите иголочки на ветках. Что вы заметили? (у сосны иголки длинные и растут по 2-е, а у ели-короткие и растут по одной)
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали;
Раз торчат иголки,
Значит, это елки.
Но когда на ветку ели
Мы получше поглядели
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
Воспитатель: Теперь вы никогда не перепутаете эти 2 дерева. Давайте оставим волшебные стеклышки с веточками на пенечке, вдруг кому-нибудь также пригодятся, и пойдем дальше.
ЭКРАН: Птицы летают над деревьями.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто же это так высоко. (это птицы). Что мы знаем про птиц весной?
- Мне кажется, что птички замерзли без солнышка. Вон они как летают – порхают, пытаются согреться. Им нужна наша помощь. Давайте согреем птичек игрой.
Игра:
Воспитатель: -Представьте, что вы птички. Приготовьте свои крылышки и полетели.
Мы летаем друг за другом
Полем и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают.
Птички в небе так порхают.
- Ну вот и согрелись наши птички, они говорят вам спасибо. А нам пора идти дальше. Но наша тропинка обрывается на краю реки.
ЭКРАН: река
Воспитатель:
Вот он лес, а вот река
Широка и глубока
К речке тихо подойдем
Может Солнышко найдем?
(Дети подходят к реке, в которой «плавает» различный «мусор». Рядом стоят 3 аквариума с водой и различными ненужными предметами).
Воспитатель: Что - то здесь не так. Что случилось с речкой? (ее загрязнили). За зиму накопилось столько мусора! А мусор вредный или полезный? Вы хотите помочь речке? Что нужно сделать? Мы можем выловить этот мусор? А что нам для этого может понадобиться? Посмотрите, у берега кто-то оставил сачки, удочки, палочки. Они нам смогут пригодиться? А как вы думаете, чем лучше вылавливать мусор? (ответы детей) А давайте попробуем.
Дети берут сачки и самостоятельно вылавливают предметы и складывают их в ведерки.
Воспитатель: Получается? С помощью чего мы вылавливаем мусор? (ответы детей) А вы бросаете мусор в воду? А что произойдет, если в воде будет очень много мусора? Вода будет какая? (Грязная, отравленная). А что произойдет с теми, кто живет в такой грязной воде - рыбами, рачками, растениями? (погибнут). Мы не можем допустить этого! Работа близится к концу. Какой чистой стала река! Река и ее обитатели говорят вам спасибо!
- Ребята, посмотрите, а вот и Солнышко. Оно очень грустное. Рассыпало Солнышко свои лучики, а самому не поднять. Давайте соберем Солнышку все лучики (Дети собирают прищепки с пола и прикрепляют их на солнышко из картона).
Воспитатель показывает детям солнышко той стороной, где оно веселое.
- Смотрите, дети, какое солнышко стало? (радостное, веселое) Оно благодарит вас за помощь.
ЭКРАН: Светит солнце.
Воспитатель:
Согревайте скорей землю солнышка лучи.
Прилетайте скорей в свои гнездышки грачи.
Расцветайте скорей все цветочки на лугах.
Зеленейте деревья в скверах, парках и садах.
Воспитатель: - Ну вот, мы и выручили Солнышко, и теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три-мы покружились
И в саду мы очутились.
- Вам понравилось путешествовать? Что больше всего понравилось? Вы все большие молодцы: помогли не только солнышку, а и всем, кто нуждался в помощи. Спасибо вам за это.