Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «Народы России»

Анна Шевела
Конспект НОД в старшей группе «Народы России»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе

«Народы России»

Задачи:

Образовательные задачи:

расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в

Прибайкалье, на примере русских и бурят;

актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей

РФ (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).

продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения.

Воспитательные задачи:

Темочки:

воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России,

воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов

России;

расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Оборудование: большой кубик, пазл «Дружба народов», игровизоры, фломастеры, бумажные

куклы и национальная одежда для них, картинки с этапами приготовления национальных блюд,

музыкальное оборудование, народная музыка, картинки «Праздники народов России», медали для

награждения.

-Стали дети, стали в круг я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмёмся, и друг другу

улыбнёмся.

- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите» :

1. Наша страна очень. (большая, огромная).

2. В ней много. (рек, озёр, животных, лесов, городов).

3. Люди, которые живут в нашей стране, называются. (россияне).

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и

города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна

сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Нам с вами посчастливилось жить в живописном крае, где бок о бок проживают люди

разных национальностей. Скажите мне, пожалуйста, люди, каких народностей проживают рядом с

нами? (ответы детей)

- Да, все мы дружно живем в Прибайкалье. Буряты и русские с давних времен живут вблизи

легендарного озера Байкал.

-ребята, что вы знаете о Байкале? (Байкал самое глубокое озеро на Земле. Озеро Байкал, имеет

форму вытянутого с юго-запада на северо-восток полумесяца).

К нам сегодня пришли две замечательные девочки — Арюна и Настя.

А какой национальности мои спутницы? (русская и бурятка). Ребята, как вы думаете, где

живут наши девочки? России, в Бурятии, в Сибири, в Иркутской области)

Ребята, эти девочки, они очень хотят подружиться, но у них почему-то ничего не получатся.

Как вы думаете, почему? (не умеют дружить, не знакомы, стесняются)

Что нужно для дружбы? (желание дружить, смелость, познакомиться, рассказать про себя)

И Настя и Арюна так мало знают друг о друге и даже не знают, что можно про себя

рассказать? Вы можете помочь девочкам познакомиться друг с другом и подружиться? (Да)

Воспитатель обращает внимание детей на «карту», принесенную с собой, заинтересовывает,

предлагает посмотреть и определить «что это?». Ответы детей.

Со стороны, где исток, воспитатель садит куклу в русском костюме, с другой стороны – куклу

в бурятском костюме

На карте символы: «Дом», «Семья», «Скрипичный ключ», «Одежда» Как вы думаете, что они

означают? («Дом» — это про дома; человечки — это «Семья», друзья; «Одежда» — что-то про

одежду; скрипичный ключ (нота) — музыка, песни, танцы)

- как вы думаете, с чего нам надо начать (с дома, жилища)

Дети предполагают, что нужно сделать в первом задании.

Дети определяют, какой конверт им нужен на первое задание, разбирают суть задания и

начинают работать — разбирают дома в соответствии с национальной особенностью, приклеивают

на карту.

Повторение норм безопасного обращении с клеем.

Воспитатель подсказывает, что фигурку можно намазать клеем слегка в центре, всю не

обязательно.

1. Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной этому служил кочевой

образ жизни. Ребята вы помните, что такое кочевой образ жизни? (ответы детей). Правильно это

когда люди переезжают с места на место.

Ребята, а вы знаете, как раньше называлось жилище бурят? Верно, юрта – жилище бурят. Как

вы думаете, юрту ставят или строят? (Ставят).

ИЗБА — жилое помещение с русской печью. изба — это крестьянский дом. Избы рубили

топором из сосны, ели, лиственницы

Презентация «Народы Прибайкалья : русские и буряты» (слайд 2, 3) с мини-рассказом о

русских и бурятских жилищах.

Рефлексия по первому заданию. Предполагаемые ответы детей на вопросы воспитателя.

Д/И «Узнай материал». Предполагаемые вопросы воспитателя:

1. Из какого материала строились и строят русские избы? (дерево).

2. Из какого материала строили и строят бурятские юрты? (войлок, шкуры животных, дерево).

Ребята, как вы считаете, мы справились с этим заданием? (да, справились) Что мы с вами

делали? (распределяли дома по национальности, определяли материалы для строительства домов,

узнавали особенности домов русских и бурят)

Что будем делать дальше? (выполнять второе задание) Что это за задание, о чем оно? (это

что-то связанное с людьми, друзьями, семьей)

Давайте посмотрим, что в конверте с символом второго задания. (там человечки, изображения

людей)

Дети определят, что им предстоит делать дальше, с чем связано второе задание, какой конверт

им нужен на второе задание, предполагают, что им нужно сделать и начинают работать – разбирают

семьи по национальности, приклеивают на карту.

Презентация «Народы Прибайкалья : русские и буряты» (слайд 4)

Предполагаемые ответы детей.

Вы все верно определили, а сможете ли вы описать русских и бурятов?

Дидактическая словесная игра «Опиши нацию». Предполагаемые вопросы воспитателя:

1. Как выглядят русские? (У них светлая кожа, светлые волосы, светлые, голубые глаза).

2. Как выглядят буряты? (У них темные, жесткие волосы, темная кожа, узкие, темные, карие

или черные глаза).

3. Как одним словом назвать человека со светлой кожей – светлокожий, светлыми волосами –

светловолосый, светлыми глазами – светлоглазый, голубыми глазами – голубоглазый.

4. Как одним словом назвать человека с узкими глазами – узкоглазый, темными волосами –

темноволосый, темными глазами – темноглазый, жесткими волосами – жестковолосый,

темной кожей – темнокожий, карими глазами – кареглазый, черными глазами –

черноглазый.

— Вы все просто замечательно справились с двумя первыми заданиями. Какое задание у нас

следующее? (музыкальное) Что здесь изображено? (нота, скрипичный ключ) Что может

обозначать скрипичный ключ. (музыка, песни, танцы)

3. - Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что

такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники. У

каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием

сельскохозяйственных работ.

У бурят есть национальный праздник Сагалгаан –или праздник Белого месяца. Он

символизирует начало весны, обновление природы и человека. На Сагалгаан обязательно

накрывают богатый стол с различными вкусностями. Как вы думаете, что желают люди друг другу?

(благополучия, богатства, здоровья, удачи)

А Масленица – это чей национальный праздник? (русских)

«В начале весны мы провожаем Зимушку на празднике, который называется Масленица.

Масленица – это веселый, народный праздник, длится он целую неделю. Любят его и взрослые и

дети. Люди встречают весну, играют в игры на свежем воздухе и просят прощения друг у друга. А

еще обязательно пекут блины. А почему вы думаете пекут именно блины, а не пироги с

оладушками? Да потому, что круглый и золотистый блин похож на солнышко, а весны без

солнышка не бывает.

- Вот мы прослушали рассказы о этих двух праздниках, но не надо думать, что каждая

народность отмечает только свой праздник, нет, например Сагалгаан омечают и буряты и русские.

А почему? (потому что мы живем на одной земле и должны уважать традиции разных

национальностей).

На празднике обязательно играет музыка.

Есть у каждого народа и свой национальный музыкальный инструмент. А может быть кто-

нибудь знает какие национальные инструменты у русских и бурят? У русских – это балалайка, а у

бурят – это хур.

- Ребята, я предлагаю вам послушать, как звучат эти инструменты и угадать, где какой.

Прослушивание.

Дидактическая музыкальная игра «Чья музыка звучит?». Предполагаемые вопросы

воспитателя.

Слушаем первую композицию.

1. Какой национальности принадлежит эта музыка? (русскому народу). Что можно делать под

эту музыку? (танцевать, петь, играть, рисовать) А какой танец можно танцевать под эту

музыку? (хоровод)

Попробуем станцевать.

Слушаем вторую композицию

2. Какой национальности принадлежит эта музыка? (бурятскому народу). Что можно делать

под эту музыку? (танцевать, петь, играть) А какой танец можно танцевать под эту

музыку? (бурятский) А как называется бурятский национальный танец? (не

знаем) Бурятский танец называется Ёхор. А вы знаете, как танцуют этот танец. Хотите

научиться? (да)

Какие молодцы. Вам понравились народные танцы? (да) Давайте вспомним, сколько заданий

мы уже выполнили? (три) Какие это были задания, что мы делали? (мы разбирали дома, описывали

их, разбирали людей, составляли семьи и описывали внешний вид русских и бурят, танцевали

национальные танцы)

Ребята, у нас еще есть какие-нибудь задания (да, есть, одно, последнее) Что это за задание, о

чем оно? (это про одежду, наверное нам нужно рассказать (рассмотреть) про одежду русских и

бурят)

Совершенно верно. Давайте посмотрим на экран и разберемся какую одежду носили русские и

буряты.

2. Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм.

Раньше, лет сто назад и русские и буряты ходили только в своих национальных одеждах. Но

и сейчас на праздниках, например таких как Сагалгаан и Масленица можно встретить людей в

национальных костюмах.

Презентация «Народы Прибайкалья : русские и буряты» (слайд 5) с пояснением воспитателя об

особенностях одежды той или иной нации

Давайте рассмотрим эти костюмы:

Русский костюм (девочка) – это рубаха-блузка с объемными рукавами, цветной сарафан,

кокошник и высокие сапоги. Мальчик – это рубаха-косоворотка, шаровары, головной убор – картуз

и высокие сапоги.

Бурятский костюм: головной убор конической формы – малхэ; дэгэл – род кафтана, из

выделанных овчин зимой, а летом из легкой ткани, обувь называлась гуталы.

Игра (пазлы «собери костюм»)

Дидактическая словесная игра «Расскажи про национальную одежду». Предполагаемые

вопросы воспитателя:

1. Как вы думаете, народ какой национальности носил одежду, изображенную на

экране? (это одежда русских людей) Проверим – совершенно верно. Она одинакова у

мужчин и женщин? (нет, разная: русские женщины и девочки носили расшитые сорочки,

поверх которых одевали сарафаны, на голове корона — кокошник. Мальчики и мужчины

носили штаны, брюки — порты и рубахи-косоворотки. Обувью служили летом — лапти, а

зимой — валенки)

Все верно.

2. А какому народу принадлежит эта одежда? (бурятскому) Проверим – совершенно верно.

Она одинакова у мужчин и женщин? (да, одежда мужчин и женщин бурят одинаковая:

халат – дээгыл, безрукавка или жилет, обувь или сапоги – гутыэл, шапка)

Какие вы молодцы.

Предполагаемые ответы детей.

Пока дети рассматривали и описывали одежду на слайде, воспитатель пододвинул кукол друг

к другу.

3.3.

Заключительная часть

Ребята, посмотрите, а наши девочки сидят рядом. Как вы думаете, почему? (им стало скучно

сидеть отдельно друг от друга, они познакомились, подружились)

А что им помогло подружиться? (они узнали друг о друге много нового и интересного)

Что узнала Настя об Арюне? (Арюна живет в юрте на Байкале, она темноволосая,

кареглазая, любит танцевать «Ёхор», носит халат — дээгыл, сапоги — гутыэл, шапку)

Что узнала Арюна про Настю (Настя живет в избе, на реке Ангаре, она светловолосая,

голубоглазая, водит хоровод, носит сарафан, кокошник, лапти)

А что мы с вами делали, для того чтоб девочки узнали друг о друге? (выполняли задания по

карте)

Какая карта у нас получилась? (красивая, полная, заселенная, карта Байкала, уютная, веселая,

дружная)

Мы с вами рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой

разных народов, а сейчас мы сделаем коллективную аппликацию «Народы мира».

А какие задания вам запомнились больше всего? А какое задания показалось вам самым

трудным?

Спасибо вам, ребята, за вашу помощь, ваши знания и желание дружить. А на прощание в

благодарность за вашу помощь девочки дарят вам книжки-памятки о народах Прибайкалья.

До свиданья, ребята.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы России»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы России» Дидактическая игра «Народы России» Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий.

Дидактическое пособие «Народы России». Мастер-классДидактическое пособие «Народы России». Мастер-класс Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Народы России», предназначенное для детей старшего дошкольного.

Фестиваль «Народы Поволжья» в старшей подготовительной группеФестиваль «Народы Поволжья» в старшей подготовительной группе Фестиваль "Народы Поволжья"в старшей-подготовительной группе Дети входят в зал под музыку «Я, ты, он, она»с флажками. Воспитатель 1: Здравствуйте,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Российская семья» на тему «Народы России»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Российская семья» на тему «Народы России» Программное содержание: познакомить детей с разными народами, населяющими Россию; побуждать детей уважительно относиться к культуре разных.

Конспект НОД по аппликации «Лето в России» в старшей группеКонспект НОД по аппликации «Лето в России» в старшей группе Цель: упражнять в умении ровно резать по разлинованной цветной бумаге; развивать эстетические чувства и эстетическое восприятие. Задачи:.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Я гражданин России» в старшей группе Цель: создание условий для формирования гражданственности. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с государственными символами.

Конспект занятия по объемной аппликации в старшей группе ко Дню России «Ромашковое, васильково-маковое сердце России»Конспект занятия по объемной аппликации в старшей группе ко Дню России «Ромашковое, васильково-маковое сердце России» Конспект объемной аппликации в старшей группе ко дню России: «Ромашковое, васильково-маковое Сердце России!» *Цель: закрепить знания о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Народы России»
Опубликовано: 7 августа 2024 в 18:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Народы России»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевела (УИ 126522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД