Получи документы

Конспект НОД в старшей группе «Народные промыслы России»

Ткаченко Людмила
Конспект НОД в старшей группе «Народные промыслы России»

Конспект НОД «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ» в старшей группе

Воспитатель: Ткаченко Людмила Сергеевна

ЦЕЛь: Формировать представление о многообразии народных промыслов России;

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах;

Ознакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов;

Учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов;

Обогащать словарный запас детей словами: Хохлома; Гжель; Дымковские игрушки.

Развивающие:

Развивать образное мышление; эстетический вкус; творческие способности; развитие внимания и памяти; развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус;

Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества;

Проявлять уважительное отношение к сложившимся традициям, передающихся от поколения к поколению.

Оборудование:

Наглядный материал иллюстрации – «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка»; предметы – дымковские игрушки, фигурки из гжели, матрешки, ложки и посуда в стиле хохломы.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я сегодня к вам пришла ни одна. Отгадайте загадку и узнаете, кто наш гость.

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поёт. (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! Это ПЕТУШОК. Наш петушок сделан из глины. Но он совершенно белый. (дымковскую фигурку покрыла белой гуашью, чтобы скрыть узоры). А ему очень хочется быть ярким и красивым. (иллюстрация петушка «дымковская игрушка» без росписи) Нужно ему помочь и найти мастеров, которые его раскрасят. Для этого отправимся с вами в путешествие по НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ РОССИИ и найдем подходящего мастера. Готовы? Тогда в путь!

Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

2. Основная часть:

(На доске развешаны иллюстрации дверей расписных, соответствующие народным промыслам)

Воспитатель: - Давайте откроем первую дверь. И что же мы видим?

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама,

Золотая Хохлома. (Л. Куликова)

Вся в цветах она, в листьях До того хороша,

И в ягодах алых, Восхищенья не скрою!

На ветвях золотых Называют её

Стаи птиц небывалых. Золотой хохломою. (Н. Радченко)

Воспитатель: - Какие элементы узора используют мастера хохломской росписи?

(травка, ягоды, усики, завитки, листочки, цветы, кустики)

- Почему хохлому называют «золотой»?

(ответы детей)

Воспитатель: Легенда о хохломе…

«-Как же начиналось, это хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой (Волга – крупнейшая в мире река) весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.

Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и деревянную посуду стали по такому способу золотить.»

(Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

Беседа с детьми.

- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку.

Физминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: -Подходят ли хохломская роспись нашему Петушку? (Дети:- Нет. Эти изделия из дерева, а наш Петушок из глины)

Тогда заглянем с вами в другую дверь.

Гжель

Валентина Демешко

В Подмосковье есть село,

Под названием Гжель оно.

Рядом сердце всей России,

Небо здесь, как море, синее.

Гжельцы очень любят труд

И посуду создают.

Она синим отливает,

Небеса напоминает.

Здесь идёт работа споро.

Есть фигурки из фарфора:

Люди, рыбки, кот-задира,

Для прыжка он выгнул спину.

Кружки с крышкой, петухи,

На всех узоры от руки.

Он нигде не повторится!

Гордый конь вовсю резвится!

Вот маслёнка "Рыба-кит",

Город с башнями стоит.

Жучка лаем залилась,

Церковь к небу поднялась.

Вот две барыни сидят,

В чашки с блюдцами глядят.

Перед ними самовар,

В потолок струится пар.

Даже делают часы

И подсвечник, как весы,

Петушок кричит с утра,

Что свечу гасить пора.

На излюбленный фарфор

Новый нанесён узор:

Это роза голубая,

Она гжельская, родная.

Гжели чудные узоры

Привлекают наши взоры.

Она славится в России

И средь туристов во всём мире.

Послушайте сказку – легенду:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Воспитатель:

(Рассматриваются, анализируются изделия, фотографии)

Беседа с детьми:

- Что видим перед собой?

-Что общего в этой посуде? (Дети: - эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне.)

- Какие узоры использовали художники? (Узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду).

Воспитатель: - Подходят ли эти мастера нашему петушку? (Дети: - Нет, это изделия из фарфора)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)

Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)

Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)

Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)

Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны)

(Автор: Хирная Юлия Алексеевна)

- Отдохнули. Теперь заглянем в следующую дверь. Что же за ней кроется? Послушайте сказку.

Дымка.

«Сказка о русской игрушке Дымке, да умелых мастеровых, что не перевелись ещё на Руси.

В некотором царстве,

В Русском государстве,

На Вятке реке,

Да в заречной слободе,

Возле града Кирова

Есть селенье Дымково.

В той далёкой стороне -

Так рассказывали мне,

Там живут мастеровые

Да умелые такие!

Мастерят они игрушки

Для Никиты и Танюшки,

Для Андрея, Коли, Даши,

И для всех ребяток наших.

А игрушки непростые

Глиняные, расписные,

Звонкие, да яркие

Для ребят подарки!

Лепят мастера из глины

Розовых, весёлых свинок,

Сказочных индюков,

Бородатых мужичков,

Козликов в штанишках,

Нянек да детишек,

Барышень в кокошниках,

Кавалеров, конников,

Олешеков рогатых,

Да купцов богатых.

До чего же хороша -

Русская игрушка наша!

Хоть полсвета обойдёшь -

Лучше Дымки не найдешь.

Сундучок мы открываем,

Сказку нашу продолжаем.

Сундучок наш не простой,

Весь нарядный расписной.

Что же в нём?

А в нём игрушки -

Куклы, птицы да зверюшки.

ПЕТУШОК.

А вот дети петушок -

Ярко красный гребешок,

Хвост с оборкой золотой,

Красной, жёлтой, голубой.»

(Автор: Людмила Трифонова)

Воспитатель: - Ребята. А не про нашего ли петушка речь идет? Сейчас разберемся.

Дымковские игрушки – русская народная игрушка. Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятка (ныне город Киров).

Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.

Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.

Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки.

Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски.

(Рассматриваются, анализируются изделия, фотографии)

Беседа с детьми:

- Какие цвета использовали мастера?

(Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.)

- Какие узоры использовали?

(Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки)

- Кого лепят мастерицы?

(Водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, олени, петухи, наездники)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете эти мастера подойдут нашему Петушку?

(Да.)

(Сюрпризный момент. Смываю белую гуашь с Петушка.)

Воспитатель: Посмотрите какой красивый, яркий и счастливый наш Петушок. Оказалось, что это Дымковская игрушка. Он благодарит вас за помощь и совместное путешествие.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: - Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу.

Сегодня мы узнали много интересного, но это ребята не все Русские промыслы. На другом занятии мы узнаем про Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т. д.)

Вот такая у нас великая страна Россия! Богата она талантами!

Всем спасибо.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России»Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России» .

Проект «Народные промыслы России» для дошкольниковПроект «Народные промыслы России» для дошкольников Проект «Народные промыслы России» Актуальность проекта: Необходимость познакомить детей дошкольного возраста с русскими народными игрушками.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Народные промыслы России»
Опубликовано: 15 августа 2024 в 12:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Народные промыслы России»» (включая файлы) размещена пользователем Ткаченко Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД