Галина Никулкина
Информационно-творческий проект «Народные промыслы России» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Степашка»
Информационно-творческий проект
В средней группе
Тема: «Народные промыслы России»
Воспитатели средней группы :
Никулкина Г. В
Данькова Н. Н.
Новороманово 2022 г
Вид проекта : долгосрочный, групповой, творческий, познавательный.
Участники проекта : дети, педагог, родители.
Публикация «Информационно-творческий проект „Народные промыслы России“ в средней группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Сроки реализации: октябрь – май.
Актуальность проекта :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Каждому человеку нашей богатой славными традициями, страны, важно знать о её истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к русской культуре и традициям. А это очень значимо для воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения. Дать дошкольникам представления о русских народных промыслах. Развивать познавательный интерес, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре предметному искусству.
Задачи
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрешки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного промысла.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Методы работы: наглядные, словесные, практические.
Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ, рассматривание.
Принципы работы: научность, доступность, систематичность, наглядность.
Формы и методы работы:
с детьми: беседы; занятия; рассматривание альбомов, иллюстраций; чтение небольших рассказов, просмотр презентаций; мульфильмов; выставки детских работ заучивание стихов, пословиц, поговорок про разные виды творчества; творческая речевая деятельность; разучивание движений для тематических досугов.
с родителями: беседы, консультации; анкетирование; дни открытых дверей; фотоконкурсы; праздники.
• Папка – передвижка для родителей «Народные промыслы».
• Родительское собрание «Народные промыслы в нашей жизни».
• Оформление уголка «Мини –музей» в группе детского сада совместно с родителями.
• Совместная деятельность педагогов и детей.
• Беседы с детьми.
• Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
• Создание игровых ситуаций.
• Организованная образовательная деятельность.
• Чтение художественной литературы.
• Оформление альбома «Народные промыслы России», выставок.
• наблюдения на прогулке.
Новизна заключается в том, что будет использована поисково– исследовательская деятельность детей совместно с родителями, которые станут активными участниками данного проекта
Предполагаемый результат:
Для детей:
1. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
2. Развитие творческого воображения и творческого мышления;
3. Активизировать словарь по данной теме.
Для педагогов:
1. Углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;
2. Формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах.
Для родителей:
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы проведения проекта :
Этапы проекта
1 этап –
подготовительный 1. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
2. Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
3. Подготовка материалов для творческой деятельности детей.
2 этап
основной
1. Беседы :
- Тематическая беседа «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой,
рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи);
- Беседа «Народные промыслы»;
- Беседа: «Народные традиции».
2. Дидактические игры:
«Укрась слово»;
«Узнай по описанию»,
«Собери картинки» (разрезные картинки);
«4 лишний»;
«Чья эта тень»;
«Откуда узор»;
«Собери матрешку»;
«Найди пару»
Сюжетно- ролевые игры:
- Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
- Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».
1. Художественно- эстетическое развитие:
- Рисование «Роспись чайника гжель»;
- Аппликация «Украшение жостовского подноса»;
- Работа с раскрасками «Матрешки»;
1. Речевое развитие:
- Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.
- Чтение стихотворение : Некрасова «Веселые матрешки»,
Авторская сказка Марии Шкуриной
«Пропавшая матрёшка»,
- Рус. нар. сказки «Хаврошечка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»
«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.
М. Котомцева «Городецкая доска».
1. Физическое развитие:
- «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц», хороводная игра «Каравай».
Работа с родителями
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
3 этап заключительный 1. Выставка детских работ;
2. Презентация проекта родителям;
3. Оформление центра «Народные промыслы».
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
средняя группа
месяц неделя тема Вид деятельности
октябрь 1неделя Знакомство с народным промыслом - «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи, слушание рассказа об истории возникновения дымковского народного промысла)
Презентация «Дымковская игрушка»
Рисование «Укрась юбку дымковской барыни» (закрепление знаний узоров дымковской росписи)
Совместно с детьми обогащение альбома с иллюстрациями и раскрасками фотографиями и работами детей.
2неделя Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Лепка по мотивам Дымковской игрушки «Дымковский конь»
Стр. 129 «Народное искусство –детям» под ред. Т,С. Комаровой Слушание народной музыки.
3неделя Беседа «Узоры и цвета Дымковских игрушек»
Разучивание стихотворения «Это что за хоровод в селе Дымково живёт?»
Чтение стихотворений о дымковских игрушках. Разгадывание загадок о дымковских игрушках (приложение
4неделя Слушание русской народной песни «Барыня», Рисование «Роспись кувшина по мотивам Дымковской росписи»
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
разучивание движений под музыку
ноябрь 1неделя Знакомство с народным промыслом - Богородские игрушки.
Цель:Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке. Просмотр презентации «Богородская игрушка»
НОД «Знакомство с Богородской игрушкой»
2неделя Подвижная игра «Гуси –лебеди»
3неделя Рассматривание картин и иллюстраций по теме с обсуждением Лепка «Богородская игрушка»
4неделя Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Машеньки»
В уголке творчества трафареты, раскраски, обводки, разнообразный материал для творчества.
декабрь 1неделя Знакомство с народным промыслом – Жостовский букет
Цель:Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью. Презентация «Знакомство с Жостовской росписью»
НОД «Русские пряники»
(Приложение)
2неделя Аппликация «Украшение жостовского подноса»
3неделя Подвижная игра «Каравай»
4неделя Хоровод «Выйду ль я на реченьку» (обработка Ломовой) Разучивание движений под музыку
В уголке творчества трафареты, раскраски, обводки, разнообразный материал для творчества.
январь 1неделя Знакомство с народным промыслом - «История русской матрешки»
Цель: знакомство с изготовлением и росписью русской игрушки – матрешки.
Прослушивание аудио записи русской народной песни «Матрёшка».
Показ презентации «Русская матрешка»
Рисование «Укрась матрешке сарафан»
Чтение стихотворений о русской матрешке.
Хороводная песня-танец «Матрёшечка-матрёшка»
2неделя Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем» Отгадывание загадок про матрешек.
Ручной труд «Русская красавица» (пластилинография)
3неделя Беседа «Русская матрёшка»
Сюжетно - ролевая игра «В гости к нам пришла матрешка»
Раскраски, трафареты для самостоятельной деятельности детей в уголке творчества.
Работа с родителями.
Изготовление мини – книжек с детьми по теме «Матрешка» Разучивание потешек о народных игрушках
4неделя Авторская сказка Марии Шкуриной «Пропавшая матрёшка»
Коллективная работа «подарим матрешке нарядный сарафан» (аппликация)
февраль 1неделя Знакомство с народным промыслом - Знакомство с городецкой росписью
Цель:Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти Беседа
«Путешествие в город Городец»,
.
Создание и показ познавательных презентаций. «Городец»
Рисование «Досточка с городецкими узорами»
.
2неделя Рассматривание картин и иллюстраций по теме с обсуждением Подвижная игра «Ручеёк»
3неделя Беседы с детьми об образах и сюжетах городецкой росписи Чтение М. Котомцева «Городецкая доска».
Раскраски «Городецкая роспись»
4неделя Чтение
стихов о городе Городце
Сказка про городецкую роспись (приложение)
Рисование «Роспись по мотивам городецкой росписи»
март 1неделя Знакомство с народным промыслом - «Что такое Хохлома?»
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно — прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы» : назначение предметов, материал в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.
Презентация «Золотая хохлома»
Рисуем на тему «Золотая хохлома».
2неделя Беседа «Завитки крученые ложки золоченые»
Рисование «Роспись ложки»
3неделя Слушание музыкальных произведений: ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома».
Аппликация «Укрась тарелочку»
4неделя Итоговая беседа «хохлома, хохлома ты откуда к нам пришла»
В уголке творчества трафареты, раскраски, обводки, разнообразный материал для творчества.
апрель 1неделя Знакомство с народным промыслом -Гжель
«Сине-голубое чудо»
Цель: познакомить детей с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора — колорит, композиция; воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.
Презентация «Сказочная гжель»;
Чтение стихотворения С. Вахрушев. «Сине-белая посуда,расскажи-ка, ты откуда?»
Рисование «Роспись чайника гжель»;
2неделя Беседа «Сказочная гжель»
«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.
В уголке творчества трафареты, раскраски, обводки, разнообразный материал для творчества.
3неделя Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»
Д. и. «Откуда узор
4неделя Выставка «Мы народные умельцы» Слушание народной музыки
Рисование элементов гжельской росписи. индивидуальная работа.
май 1неделя Знакомство с народным промыслом - : «Знакомство с филимоновскими игрушками»
Цель: Расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки. Закреплять знания и умения росписи филимоновской игрушки. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность
Рисование «Филимоновская игрушка»
Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.
.
2неделя Лепка «В гостях у курочки Пеструшки»
Работа с родителями
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
3неделя Презентация «Народные промыслы России»
Лепка «Барашек» стр. 74 Комарова ИЗОв д. с.
4 неделя Итоговое развлечение (закрепление знаний о дымковской, городецкой, филимоновской и др. росписях, слушание народных произведений, подвижные игры) «Путешествуем по народным промыслам»(Рассматривание экспонатов в мини-музеи «Народные промыслы».
В уголке творчества трафареты, раскраски, обводки, разнообразный материал для творчества.
Результативность
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране.
Информационные ресурсы :
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : Просвещение, 1991
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников—М. : Просвещение, 2008
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)—М. : Просвещение, 2008
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет—М. ТЦ Сфера, 2007
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду—М. : «Карапуз», 2009
6. Пензулаева Л. Н. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет—М. : Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2001
7. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников—СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
8. Т. С. Комарова «Народное искусство –детям»3-7 лет.
9. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» .Занятия с детьми 3-7 лет.
10. Интернет ресурсы.