Гаджимурадова Умият
ООД в старшей группе «Народные промыслы Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в старшей группе.
Тема: «Народные промыслы Дагестана»
Цель: Формирование у детей интереса к культуре народов Дагестана через ознакомление с народными промыслами
Задачи:
-Познакомить с видами декоративно-прикладного искусства разных сел Дагестана.
Публикация «ООД в старшей группе „Народные промыслы Дагестана“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Приобщать детей к народным традициям; развивать интерес и чувство восхищения к народным промыслам и искусству народов Дагестана.
-Закрепить знания о различных материалах (металл, драгоценный металл, дерево, шерсть)
-Развивать наблюдательность, познавательный интерес, стимулировать в процессе познавательного общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.
- Воспитывать чувство гордости и уважения к труду мастеров.
- Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Интеграция образовательных областей:
образовательная область «Речевое развитие»,
образовательная область «Познавательное развитие»,
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»,
образовательная область «Физическое развитие»,
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Р. Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о труде.
Ход занятия:
(Воспитатель входит с глобусом)
- Здравствуйте, ребята! что у меня в руках?
Дети: глобус
- Правильно, это глобус, модель нашей планеты.
На планете Земля много разных стран, но самая большая - наша страна.
В какой стране мы живём? (В России)
Она единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите
на глобус (Воспитатель обращает внимание детей на карту России).
ребенок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья» :
- Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна. молоде
- Скажите, ребята, чем отличаются народы? (по-разному говорят) Мы с вами поиграем в такую игру, я начну, а вы продолжайте.
-У русских родной язык… (русский)
-У белорусов родной язык… (белорусский)
-У башкир родной язык… (башкирский)
- У татар родной язык…
- Чем еще отличаются между собой эти национальности? (кухней, едой)
- У каждого народа есть традиционная национальная кухня.
- Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы детей.)
- Верно, любимые национальные блюда русского народа- пироги и блины.
- У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы, своя кухня. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Много прекрасных мест в нашей огромной многонациональной стране, в России. И сегодня я хочу, ребята, отправиться вместе с вами в путешествие в одну из республик нашей необъятной Родины. Республика эта расположена на Северном Кавказе, на склонах горных хребтов. И имя ее - Дагестан. (Слайд)
- Дагестан означает «Страна гор». «Даг» - гора, «стан» - страна.
- Много в республике городов и аулов. У каждого города или села есть свое название, как имя у человека.
-Готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь:
(Воспитатель)На Кавказе любят
Музыку и пляски
На конях джигиты
Скачут без опаски.
На Кавказе любят
Пить кефир-айран.
Надевают бурку
В дальний путь чабан.
На Кавказе любят
Сладкий виноград
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.
Дагестан-это не просто страна гор. Это страна многочисленных народов. Трудно, и даже невозможно найти на земном шаре место, где на такой небольшой площади размещалось бы столько народов. В ней проживает более 60 народностей, (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры и многие др.).
Очень богата земля Дагестана народными мастерами и умельцами. Невероятно красивые
национальные костюмы жителей Дагестана. Они отличаются исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.
-Традиционный костюм передаётся из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какой народности он относится. Все костюмы дагестанцев– это костюмы необыкновенной красоты. (Рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы»(Познакомить с названиями национальной одежды)
- Посмотрите, как красиво смотрятся эти традиционные наряды! Вот мы и познакомились с национальными костюмами. Сейчас я предлагаю вам собрать национальные дагестанские костюмы.
Дидактическая игра - пазлы «Национальные костюмы народов» (Дети делятся на две команды. Каждой команде необходимо собрать национальный костюм народов Дагестана)
(Воспитатель)В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева.
Особенно славен данным промыслом аул Унцукуль.
Где мы с вами сейчас остановимся.
Мастера украшают деревянные изделия металлической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Самобытный промысел унцукульцев начался с палочки – волжанки. В окрестностях аула рос тростник – волжанка. Из стебля мастера делали трости, кнутовища, которые украшались медью, серебром. Так зародилось в Унцукуле искусство насечки по дереву. Унцукульцы гордятся своим аулом. Почти каждый из них мастер и хранитель легенд.
Педагог: Продолжаем наше путешествие.
И на пути нашего маршрута аул Кубачи. Это небольшое село является уникальным центром культуры Дагестана.
Здесь зародился знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайной работы с причудливым узором. Кинжалы, сабли, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия.
В каждой семье села Кубачи хранили свой узор. Кубачинский орнамент имеет растительную основу, а это значит, узор напоминает изогнутые стебли, листья и цветы.
Педагог: что напоминают рисунки на изделиях.
Дети: (ответы детей)
Педагог: Молодцы
- Народы всех национальностей в Дагестане живут дружно, помогают друг другу. Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
(ответы детей) :
- Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Дружба великая сила.
- Друг за друга держаться – нечего бояться.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Молодцы, ребята! Все верно, дружба - это великая сила. Дружба народов нашей Родины во все времена помогала выстоять и победить. Ребята, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть:
Физминутка
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
-Ну что продолжим наше путешествие?
Перед нами аул Хив.
(Воспитатель) Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Что вы видите?
Ответы детей:
(Воспитатель)Правильно, ребята. На экране мы видим женщин, которые ткут ковер на специальном станке.
-А из какого материала сделан этот ковёр?
-Как можно получить нитки?
Ответы детей:
(Воспитатель)каким ремеслом занимаются жители села Хив
Ответы детей:
(Воспитатель) Правильно! Они умеют делать чудесные ковры
Ручное ковроткачество – это один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства Дагестана. Красотой узоров и цветовых сочетаний, прославились особенно табасаранские ковры. Узоры – язык коврового искусства, отражающие окружающий мир, природу и настроение.
Мастерство и секреты ручного ковроткачества вот уже много веков передаются от матери к дочери. За много лет композиции орнамента только совершенствовались, а навыки постепенно оттачивались. Всегда ковер, сделанный вручную, был самой ценной вещью в любой дагестанской семье.
Дидактическая игра "Дагестанские коври ки"
Перед началом игры можно рассказать детям о том, что уголки ковра погрызла мышка и сейчас нужно восстановить коврики. Дети внимательно рассматривают коврики. Каждый ребенок говорит, какой ему больше нравится и почему. Называет основной цвет коврика. Задача детей – найти недостающую часть коврика и правильно ее приклеить.
(Воспитатель)Молодцы. Последний пункт нашего путешествия село Балхар, расположенный высоко в горах.
Уникальным центром гончарного искусства Дагестана сегодня является село Балхар, где производятся: предметы глиняной посуды - кувшины; декоративные тарелки;(игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, характерных бытовых и трудовых сцен и т. д.)
Роспись на изделия наносится ангобом. Ангоб — это жидкая глина, котороя наносят на поверхность сырого или обожженного изделия для получения более гладкой поверхности. Раньше мастерицы использовали красный цвет ангоба,
позже стали использовать другие цвета - белый или горчичный. Сегодня на керамике основной цвет ангоба - белый, а иногда – он единственный. Давайте рассмотрим узоры: это завитки, спирали. Главный рисунок располагается на верхней половине сосуда, подчеркивая выпуклую его форму.
Лепка сосудов происходит на ручном гончарном кругу называется "жюлла". Лепка сосудов происходит путем наращивания глиняных жгутов. Готовое изделия просушивают и обжигают в специальной печи - которая называется чара.
Затем наносят рисунок белым ангобом (жидкой глиной) декор (узор)
(Воспитатель) А какую балхарскую посуду вы можете назвать?
Дети: Кувшины, тарелки.
(Воспитатель) А какие предметы быта изготавливают
Дети: Игрушки-свистульки, персонажи из сказок.
(Воспитатель) Ребята в основе балхарской росписи лежит растительный, геометрический, а так же изобразительные средства - линия, штрих и пятно.
(Воспитатель)Какие линии используются в балхарской росписи?
Дети1: Зигзаго образные, волнистые;
Дети2: Параллельные линии, штрихи;
Дети3:Завитки, спирали;
Дети4:Изогнутые стебельки, изображения глаза.
(Воспитатель)Молодцы дети. А как называется краска для росписи балхарских изделий?
Дети: Ангоб.
(Воспитатель) А как изготавливают ангоб?
Дети:Разводят глину водой до густоты жидкой сметаны.
(Воспитатель)Дети мы знаем что изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.
Итог занятия:
(Воспитатель)Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали, и что узнали?
Дети1: Мы узнали, что селе Унцукуль, мастера украшают деревянные изделия металлической насечкой.
Дети2: В ауле Кубачи мастера из золота и серебра делают красивые изделия.
Дети3: В ауле Хив ткут ковры.
Дети 4: В ауле Балхар изготовляют глиняную посуду.
(Воспитатель)Какие новые слова вы узнали?
Дети 5: Жюлла – гончарный круг.
Дети 6: Чара – печь для обжига посуды.
(Воспитатель)Дорогие ребята, вы все сегодня были активными, очень старались, молодцы! Вам понравилось путешествие? - Ребята, в заключении нашего путешествия я хочу предложить вам раскраски, на которых изображены изделия мастеров Дагестана. До новых встреч и до новых путешествий по просторам нашей необъятной Родины! раздать с собой.