МААМ-картинки

Народные праздники как средство воспитания культуры дошкольников

Мария Кузнецова
Народные праздники как средство воспитания культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это время активной социализации, приобщения к культуре, пробуждения нравственных чувств и развития духовности. Именно в дошкольном возрасте дети знакомятся с произведениями устной литературы и искусства: сказками, играми, рассказами, колыбельными, скороговорками и считалками. Фольклор каждой страны очень богат и является основой всех национальных культур, созданных народом. Воспитание в духовных традициях народа прививает уважение к его национальной культуре с раннего возраста.

Публикация «Народные праздники как средство воспитания культуры дошкольников» размещена в разделах

Одной из главных составляющих культуры любой страны являются национальные праздники. Каждый праздник включает в себя набор традиций и обычаев. Как правило, праздник украшают народные игры, песни, частушки, пословицы и сладости. Кроме того, праздник дает возможность детям познакомиться с кухней и прикладным искусством страны.

Мы живем в интересное и сложное время и начинаем по-другому смотреть, открывать и переоценивать многие вещи. Прежде всего, это касается прошлого, о котором мы знаем лишь поверхностно. Что волновало, радовало и беспокоило русских людей, что они делали, как работали, о чем мечтали, говорили, пели и что передавали своим детям и внукам? Сегодня ответить на эти вопросы - значит восстановить связь веков и вернуть утраченные ценности. В современном мире, с развитием лучших информационных технологий, люди все реже вспоминают о культуре и традициях своих предков. Родители редко водят детей в музеи, а предметы старины хранятся в искусственном виде.

Современные люди больше интересуются материальными вещами и совсем забыли об истории и традициях русской народной культуры, о духовных составляющих нашей жизни. Такие качества, как доброта, сострадание и забота, потеряли свою ценность.

Цель работы: Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям посредством русских народных праздников.

Невозможно вырастить полноценного духовно-нравственного человека, не зная своих корней и традиций своего народа. Приобщение детей к традициям и обычаям способствует воспитанию у них любви к истории и культуре русского народа, сохранению прошлого.

Задачи:

• Познакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями,

• Активизировать речь, расширить словарный запас детей.

Воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре.

Воспитать духовно-нравственные качества личности ребенка.

Детские впечатления часто окрашены теплыми воспоминаниями, которые остаются с ними на всю жизнь. И эти незабываемые ощущения, как правило, связаны с праздниками. Подумайте, какие у вас любимые праздники. Большинство людей назовут Новый год и дни рождения, но мало кто вспомнит Рождество или Пасху.

Народные праздники обогащают детей духовно, расширяют их представления об истории и традициях русского народа, помогают освоить элементы праздничной культуры русского народа.

Использование фольклорных элементов в праздниках как народной мудрости формирует словарный запас детей, позволяет им услышать красоту родного языка, поэтому народные праздники являются прекрасным средством развития речи дошкольников и их коммуникативной функции.

Система праздников создает духовную общность между детьми и взрослыми, воспитывает человеческие чувства любви, доброты и взаимопомощи.

Тематика и содержание праздников подбираются с учетом потребностей, предпочтений и интересов детей и педагогов, что помогает создать годовой ритм группы.

Примером может служить осенний, зимний, весенний и летний праздник «посиделки». Во время этого праздника дети не только участвуют в сценариях, но и вместе с родителями делают поделки для выставки под названием, например, «Осенние дары». Новый год ведет к Рождеству, где дети ходят по группе со звездой, и рассказывают стихи о Рождестве. В «Коляда, Коляда отворяй ворота» дети благословляют колядками другие группы детей и дарят им сладости. В «Масленицу» зазывают весну и прощаются с зимой. На праздник «Пасха» исполняются русские песни и танцы, выставка детских работ «Пасхальные яйца». Во время летнего праздника «Иван Купала» дети играют в народные игры, учатся плести венки из растений, участвуют в играх и танцуют в хороводе с Водяным и Русалкой.

Народные праздники всегда связаны с играми: («Гори, гори, солнышко», «Свети солнце», «Истопи печь», «Испеки блины», «Закати масленицу», «Вымой крапиву», «Русалка», «Ручеёк», «Водяной», «Водяная струя»). Например, («Сбиваем жемчужины», «Золотые ворота», «Горелка», «Жмурки»). Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, навыки стрельбы, сообразительность и внимание. Дети очень радуются, когда надевают русские костюмы. Детям нравится участвовать в играх-драматизациях знакомых сказок. Например, «Новая лепка», «Гуси и лебеди», «Теремок», «Танцевальная прогулка кролика», «Мешок яблок», «Полетим на Цокотухе на осенний праздник».

Музыкальный и фольклорный материал направлен на то, чтобы дети могли выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, потешки и шутки. Сценарии праздников подготовлены таким образом, чтобы каждый ребенок стал участником праздника и у каждого была своя, пусть и небольшая, роль. Праздники наполняются духовной народной мудростью, а дети приобщаются к традициям своих предков.

Конечно, ни один праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Дети знакомятся с такими народными инструментами, как дудка, трещотка, гусли и балалайка. Фольклорный ансамбль позволяет им изготовить из подручных материалов простейшие звучащие инструменты - ложки с бубенчиками, палки и погремушки. Знакомство с этими инструментами, пение и танцы под аккомпанемент способствуют музыкальному развитию детей.

В группе можно оформить уголок, где ежедневно будут размещаться разнообразные загадки, пословицы, ребусы и потешки, чтобы дети смогли их выучить. Разучивание с детьми песенок-считалок, скороговорок также делает игровой процесс более интересным и содержательным.

Вся система работы по приобщению детей к культуре страны не может быть эффективной без тесного сотрудничества с семьей. Родители - активные участники образовательного процесса. Они не только создают атрибуты и костюмы, оформляют праздники, вместе с детьми делают поделки для выставок «Осенние дары», «Рождественские чудеса», «Пасхальные яйца», готовят угощения для детей, но и сами активно участвуют в праздниках.

Совместное участие в народных праздниках помогает сплотить семью, наполнить досуг новым содержанием, объединить педагогов, родителей и детей, сформировать позитивное отношение друг к другу.

Так, дети осмысленно и активно участвуют в подготовке и организации народных праздников, знают их названия, традиции и обычаи, любят русские народные игры, умеют играть, активно говорят на русском фольклоре и т. д. Но самое главное - это эмоциональное формирование у детей чувства сопричастности к духовному наследию прошлого, которое позволяет им ощущать связь со временем, духовную поддержку и опору в жизни.

Во время фольклорного фестиваля дети принимают участие в различных видах деятельности, организованных в соответствии с принципами естественных способностей детей, таких как:

1. Игры - это всегда развлечение, веселье и неизбежное соперничество, стремление каждого участника к победе.

2. Музыкальные занятия. Пение и танцы развивают творческие способности детей. Поэтому для детей были выбраны плясовые песни, колядки, песенные стихи и частушки. Эти жанры народных песен образны, мелодичны и поэтичны. Они формируют эстетическое чувство и благотворно влияют на эмоциональное развитие детей;

3. Театрализованная деятельность. Этот вид деятельности широко практикуется на фольклорных праздниках. Дети могут проявить свои творческие способности, продемонстрировать актерское мастерство, научиться вербализировать свои эмоции и чувства, расширить словарный запас;

4. Коммуникативная деятельность. Во время праздников дети учатся общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Фольклорные праздники :

- Формируют у детей устойчивый интерес к народному творчеству и готовность знакомиться с различными жанрами фольклора.

- Формируют представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

- Развивают эмоциональное восприятие народной музыки в разных видах музыкальной деятельности.

- Знакомят детей с русскими народными песнями разных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

- Развивают воображение, творческие способности и актерское мастерство.

- Развивают вокально-хоровые навыки.

- Воспитывают патриотизм.

- Привлекают родителей к совместной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Ценность народных традиций огромна, и их утрату невозможно заменить никакими материальными благами. Традиции - это хранители народной культуры и заповедей народа. Если бы все народные традиции были полностью утрачены, то само существование народа могло бы быть поставлено под вопрос. Сегодня во многих семьях можно заметить, что связь между детьми и их родителями ослабевает. Это приводит к утрате традиций, которые являются основой культурной жизни человеческого общества. Сохранение традиций ведет к единению семьи. Поэтому проведение таких праздников сегодня имеет глубокое значение.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники как средство воспитания культуры дошкольников
Опубликовано: 26 сентября 2024 в 16:15
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные праздники как средство воспитания культуры дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кузнецова (УИ 3365831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД