Тазаян Арменуи Анна
«Народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития.
Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей. У каждого народа есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Русские народные игры дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, ценности культуры своего народа, знакомится с представлением таких важных жизненных качеств, как честь, смелость, мужество, отвага, ловкость, смекалка, находчивость, волю и стремление к победе. Веселые подвижные игры – доставляют ребенку не только массу положительных эмоций, но и обладают великой воспитательной силой.
Публикация «„Народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Игра – это средство всестороннего воспитания дошкольника. Именно благодаря игре у детей формируются такие качества, как: находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, чувства юмора.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Мы считаем, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них – национальные игры. Игра – это не только развлечение. Все народы во все времена придумывали именно такие игры, чтобы с малых лет ребёнок рос здоровым, развитым, смелым. Игры, связанные с движением, развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует зоркость и к тому же заставляют работать головой –развиваются сообразительность, находчивость, инициатива и т. д.
В народных словесных играх отражаются исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, часто движения сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Актуальность данной работы в том, что с игрой мы не только формируем и развиваем личность ребенка, но и храним память о традиционные народные русских играх, которые дают нам возможность узнать о прошедшей жизни народа.
К. Д. Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно впечатления, полученные в детстве, образуют фундамент для развития нравственных чувств ребенка.
Однако в наше время и родители, и педагогики уделяют недостаточно внимания использованию народных игр в образовательном процессе. Дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса, а в домашних условиях русские народные игры не используются вообще. А ведь народные игры – ценнейшее средство духовно – нравственного воспитания личности ребенка. Они дают детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.
Объект исследования - формирование и развитие личности детей.
Предмет исследования - особенности воздействия традиционной народной игры на формирование и развитие личности детей.
Целью данного исследования является изучение влияния народной игры на гармоническое развитие детей.
Задачи исследования:
1) изучить теоретический материал по проблеме исследования;
2) подобрать методиках исследования;
3) провести наблюдения в процессе игры за детьми;
4) провести анализ полученных данных и дать рекомендации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Значимость данной работы состоит в том, что проведено было детальное теоретическое исследование проблемы и практические исследования по ней, где изучение подобных вопросов остро необходимо, но ранее было изучено недостаточно.
Природа и функции игровой деятельности. Народная игра как явление традиционной культуры
Сущность народных игр и их предназначение помогают осмыслить современные исследования в области теории игры. Согласно теории, Э. Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет разнообразные роли. Именно ролевое начало характерно для любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.
Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.
Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П. Ф. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы. Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.».
Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности».
Такими побудительными мотивами могут быть:
• Стремление к подражанию
• Стремление к состязанию
• Стремление к оказанию помощи
• Стремление к самоутверждению
• Стремление к соучастию
• Азарт
Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно в связи с этим выделить следующие функции игры :
• Формирования навыков социального поведения
• Самореализации личности
• Коммуникативная функция
• Развлекательная функция
• Функция самопознания
• Функция обучения
В игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является ее основой. Игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э. Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.
В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого.
В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.
Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры, подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.
На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико. В играх из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждение от этой победы. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Народная игра как явление традиционной культуры
Многовековое существование игры подтверждается тем, что среди множества традиций человеческого общества существуют и традиции игровые. Народная игра – незаменимая часть человеческой культуры, одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития которой являются традиции.
Традиция (в переводе с латыни – передача, повествование) – это сохранение, передача от поколения к поколению социальных идей, знаний, нравственных норм. Слово «традиция» означает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение.
Традиционное – это принятое, установившееся, освященное авторитетом старших поколений. Каждая традиция стремится к устойчивости и неизменяемости, но в то же время она легко приспосабливается к изменяющимся условиям, – сохраняясь в основе, она изменяется в деталях.
Как замечает В. Аникин, «народная игра и игровые свойства вообще, как бы разлиты в русском фольклоре». Игровое действо есть в заговоре. Например, когда нашему предку нужно было добиться чего-либо от другого человека, то он, войдя к нему в дом, должен был выполнить ряд действий: взглянуть и думать или проговорить: «Я волк, ты овца; съем я тебя, проглочу я тебя; бойся меня».
Игровая структура присуща и многим загадкам. Сама развлекательно-шутливая форма вопроса уже вовлекает тех, кто отгадывает загадку, в обстановку игры.
Многие пословицы, присловья, приметы, вообще все виды афористического фольклора наделены драматическим началом, что также является явным признаком игры.
Налицо драматические свойства и в народных лирических песнях. Чистейший игровой тип – частушка.
Сильным игровым началом пронизаны все русские сказки, особенно детские. Например, «Теремок» – это прямое разыгрывание сцены с обязательным актерским исполнением реплик «на голоса». Иначе эту сказку просто невозможно рассказать.
Сами народные игры всегда были традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался опыт, образ жизни людей, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, проявлять волю, выдержку, стремление к победе.
Народные игры – это и эталонные образцы, обтачиваемые столетиями, гармонического сочетания, эстетически совершенного словесного и музыкального текста с динамичным действием, с богатой символикой и лексикой.
Игры, как и обряды, праздники, имеют историко-бытовое значение, в них сохраняются этнографические особенности народа, его язык (тексты игр живут много веков, передаваясь из уст в уста от более взрослых детей младшим). Достаточно вспомнить жеребьевки:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле –
Гляди в поле.
Едут там трубачи,
Да едят калачи.
Погляди на небо –
Звезды горят,
Журавли летят:
Гу, гу, гу, – убегу!
Понятие «игровая культура», или «культура игры», очень широко. В него входит все, что создано людьми в области игры : сами игры, снаряжение для игр, игрушки, а также духовная сторона игровой культуры: оценки, мнения, принципы, идеалы людей в области игры. Но основу игровой культуры составляет прежде всего сама игра и отношения в ней играющих.
Одним из назначений традиционных народных игр является бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика народа. Интерес, который мы сейчас проявляем к фольклору, к народным играм в частности, – это интерес к своей истории, к жизни народа, к его думам, надеждам, мечтам, его языку и поэзии.
Традиционное отношение к игре очень четко зафиксировано в заповедях, выраженных в пословицах и поговорках: «Играй – играй, да дело знай!», «Песню играть – не поле пахать!», «В игре да в дороге людей узнают!»… Для народных игр характерен демократизм, гуманность. Они принимают всех, поэтому правила игры гибкие, позволяющие включаться в игру разным людям; в игре мало запретов, и поэтому тысячи и тысячи лет в игры играли все дети, развивая в себе физические и нравственные качества. В отличие от просто физических упражнений, игра веками являлась целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственный, эстетический, трудовой, умственный и даже правовой аспекты этой жизни, ведь вступая в игру добровольно, каждый её участник всегда берет на себя обязательства выполнять правила и традиции игры, а они так умело обработаны гением народного многовекового опыта, что непринужденно, мягко, но неуклонно способны добиваться от каждого участника игры уважения к другим играющим, заложенным в игре культурным традициям народа, к всечеловеческим ценностям.
Игры всегда давали отдых, заряд бодрости и энергии для дальнейшего существования. Игры никто никогда не организовывал, никто им не учил: каждое поколение, подрастая, перенимало игры у старших.
Народная игра сегодня – это игра широко распространенная в данное время, отражающая особенности народа, и популярная среди играющих. Игра, конечно, в силу различных обстоятельств, меняется в деталях, но в основе своей – остается прежней.