Светлана Гамолка
Проект «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народная кукла»
Работая по составленной мною системе «Духовно — нравственное воспитание через приобщение детей к народному творчеству» я углублено знакомлю дошкольников с различными видами народного фольклора и народного творчества.
Публикация «Проект „Народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты
- Темочки
Одним из эффективных методов работы является проектная деятельность. По данной теме мню было разработано несколько проектов.
Одним из самых интересных проектов является проект «Народная кукла».
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»
М. Е. Салтыков — Щедрин.
Тип проекта : образовательный.
Вид проекта : долгосрочный.
Актуальность проекта :
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в е возрождении; развиваться, как личность любящая свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой. Игровая культура народа формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые куклы изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках, и передавались из поколения в поколение. В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала новорожднного в колыбели, помогала в тяжлые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Игры с куклами поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребнок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», гласит народная поговорка. Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила меня на создание проекта «Народная кукла», посвящнного кукле. Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купить в магазине.
Свою проектную работу я строю по трё м направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами.
Цель проекта :
Познакомить дошкольников с русской народной куклой, её происхождением и способами изготовления.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с историей возникновения народной куклы.
• Изучать технологию изготовления куклы
. • Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского народа.
• Учить проявлять фантазию и творчество.
• Воспитывать у детей интерес к народной кукле.
• Научить детей делать куклу своими руками.
. • Показать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами, русским фольклором.
• Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Обоснование темы проекта :
Посмотрев, в какие куклы играют дети, я сделала вывод о том, что современный ребнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому учитывая значимость куклы, как игрушки для ребнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России.
Ожидаемые результаты:
• Дети должны знать историю происхождения народной куклы.
• Дети должны уметь делать самостоятельно простейшие народные куклы.
На начальном этапе я проверила знания детей о народной кукле. Результаты показали незаслуженное забвение народной куклы в современном мире. Мною было проведено ряд занятий по ознакомлению дошкольников с историей народной куклы, на которых дети узнали о происхождении куклы, из чего они делались, как назывались и для чего они предназначались. Следующим этапом было проведение практических занятий для детей по изготовлению тряпичных кукол: «Пеленашка», «Закрутка», «Тряпичная кукла - оберег». На занятиях дети с помощью воспитателя научились самостоятельно изготавливать своими руками народные куклы. Работая с детьми, я постоянно замечала, насколько важно ребнку не просто изготовить какую-либо куклу, обязательно обыграть е, включить в игровую деятельность. Завершающим этапом проекта стало создание мною мини — музея «Народная кукла», посвящнного народной кукле. Все экспонаты моего музея были созданы моими руками и с помощью родителей, из разных материалов (ткань, нитки, пряжа, солома, мочало, лён) По мере надобности экспонаты моего музея постоянно пополняются.
По результатам работы проекта «Народная кукла» стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией е изготовления, возможно, начинать с детского сада. Работа с детьми по данному проекту дат положительные результаты, дети в полном объёме усвоили предлагаемый им материал. Знания и умение детей возросли, углубились за счт полученных навыков работы по изготовлению народной куклы. Одним из важных моментов в изготовлении народной куклы является, то, что е можно изготовить без иглы и ножниц. Этот проект предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.