Шувалова Валентина Борисовна
«Нам весело с мамой вдвоём: в театр мы сегодня идём!» Игры и упражнения для развития эмоций
Обращали ли вы внимание,как при слове «театр» у ребёнка светлеет лицо,загораются глазки, поднимается настроение. Ведь в слове «театр» есть что-то волшебное. Первое посещение театра оставляет у детей одно из самых сильных, ярких впечатлений детства.
Театр придумали древние греки. Им стало понятно, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если не рассказывать, а показывать - разыгрывать. Истоки русского театра следует искать в народном творчестве: это и трудовая деятельность славянских племён, обряды, обычаи рядиться животными во время праздничных гуляний. Игры — представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями и «игрищами», они-то и стали переходом от обряда к народному театру. Театр помогает человеку понимать себя и других. Театр даёт возможность посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть в глубь её, для того чтобы осознать в чем заключается сила воздействия театрального искусства, познакомиться с некоторыми его особенностями.
Публикация «„Нам весело с мамой вдвоём: в театр мы сегодня идём!“ Игры и упражнения для развития эмоций» размещена в разделах
- День Матери. Театрализованные постановки, инсценировки
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Детство — важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить ориентироваться в современном мире. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира- это характернейший признак духовной жизни личности. Если бы ребёнок не воспринимал гармоничного единства окружающих вещей и явлений: звуков, цвета,запахов, состояний, движений как красоты, являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты духовной жизни, мир его был бы хмурым и не приветливым. К. Изард писал: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие.»
В последние годы дети, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащают чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У детей наблюдается бедность, сухость высказываний, речь не выразительна из-за маленького словарного запаса, неумение вести диалоги. Мимика, жесты, пантомимика плохо развиты или не развиты совсем. Многие дети закрепощены, закомплексованы. Очень бедная эмоциональная сфера.
Распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённого запаса знаний,уровня развития. Чем больше ребёнок знает о разнообразии эмоций, тем точнее он поймёт состояние другого. Развитию эмоциональной сферы поможет театральная деятельность:этюды, упражнения, игры, творческие задания. Через театральную деятельность решаются такие задачи как: развитие эмпатии, сторон речи, фантазии, творчества, импровизации, инициативы, мимики,пантомимики, жестов, актерских способностей,выразительных эмоциональных движений, помогает в формировании детского характера. Развивает умение отличать хорошее от плохого. Дети с удовольствием включаются, принимают участие во всех видах театральной деятельности. Важно, чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают, а чувствовал, что он был занят интересной для него деятельностью, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения. Важно, чтобы это был обоюдный интерес между взрослым и ребёнком. Игры и упражнения можно проводить в любое время. Например: утром ребёнок просыпается, потягивается, показывает лицом и всем телом, как не хочется вставать (или наоборот) или ребёнок чистит зубы, показывает мимикой лица,что паста сладкая, горькая. ребёнок во время завтрака удивился,обрадовался вкусным блинчикам, съел хлеб с горчицей, пьёт горячий чай и т. д.
Итак, если взрослые готовы играть и импровизировать, устраивая «театр всевозможного» в любой ситуации, то предлагаем творческие задания, которые по собственному усмотрению можно включать в разнообразные виды деятельности, беседы с детьми, досуги, занятия и другие формы общения.
Упражнения на тренировку и развитие эмоций. Гимнастика для лица:
Улыбнись как:
* солнышко
* кот на солнце
* Буратино
* хитрая лиса
* радостный ребёнок
* Баба Яга
Удивись как:
* ребёнок увидел в цирке фокус
* человек увидел в своей комнате жирафа
* человек встретил волшебника
* человек увидел чудо
Нарисуй Колобка, поросёнка, кота, с выражением радости, удивления.
Испугайся как:
* ребёнок заблудился
* белка увидела лису (змею)
* котёнок встретил большого пса (кота)
* увидел Кощея, Бабу Ягу, крокодила
Нахмурься как:
* осенняя тучка
* рассерженный человек
* злой герой (Карабас Барабас, волк, динозавр)
Погрусти как:
* мама ушла, ребёнок остался один
* на улице плохая погода, нельзя гулять
* поссорился с другом, остался один
* в детском саду захотелось к маме
Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен - недоволен, виноват, пристыжен, возмущен, смущён, счастлив-несчастлив, озабочен, спокоен, рассержен.
Показать каким разным может быть взгляд человека.
Изобрази взгляд:насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный.
Нарисуй: облака,тучки с разными настроениями.
Читайте ребёнку как можно больше. Вспоминайте, какие сказки вы читали раньше, поговорите с ребёнком по примерному плану:
* Какая сказка больше нравится? Почему?
* Что привлекательного ты видишь в героях сказки?
Какие поступки или личные качества тебе нравятся? (смелость, доброта, весёлость и т. д.)
Пусть ребёнок выберет одного из героев и ответит на вопросы:
* Чем герой похож на тебя?
* Чем отличается?
* Какое настроение у героя?
* Что ты можешь сказать о его поступках?
* Изобрази своего героя мимикой, пантомимикой, движениями:походкой, действиями.
* Обыграй любимую сценку из произведения.
* Расскажи стихотворение: «руками», без голоса.
* Нарисуй любимых героев с разными настроениями.
* Создайте совместный рисунок,аппликацию, лепку.
Творческие задания можно придумывать до бесконечности. Предложенное — это маленькая частица из тех игр, упражнений, этюдов, бесед,которые помогают в развитии эмоциональной сферы не только ребёнка, ро и взрослого.
Главное, постоянно поддерживать интерес к игре, быстро и тактично реагировать на проявление творчества ребёнка и нестандартно, заинтересованно играть свою роль.