Галина Бадыкова
Открытое занятие по экологии «На лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Вводная
Воспитатель:
- Ребята! Сегодня утром я увидела в группе очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад «Колокольчик». Детям группы «Звездочки». Давайте откроем конверт и прочитаем письмо!
Открывает конверт, показывает письмо детям, читает его.
Дорогие ребята!
Публикация «Открытое занятие по экологии „На лесной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Пишет вам ваш друг – Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня и зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку весной, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут вам сориентироваться.
До встречи! Ваш друг Лесовичок!
Воспитатель:
- Что же, ребята! Вы согласны принять приглашение Лесовичка? Тогда в путь! Вот карта маршрута, которую прислал для нас Лесовичок. Здесь есть еще и подсказки, которые пригодятся нам в пути. Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Ответы детей.) Правильно, весна. Давайте назовем приметы весны. А поможет нам в этом волшебная веточка, которую тоже прислал нам Лесовичок.
Достает из конверта небольшую веточку дерева. Проводится игра с волшебной веточкой:
Дети встают в круг. Воспитатель передает по кругу веточку. Тот, кому в руки попала веточка, называет знакомую примету весны. Если дети согласны со сказанным, они хлопают в ладоши, если нет – топают ногами. Воспитатель помогает ребенку, который затрудняется с ответом (особенно застенчивым, малообщительным, тихонько, на ушко, стоя сзади и обняв ребенка за плечи, как бы подбадривая его. Ответив на вопрос, ребенок передает веточку дальше по кругу.
Примерные ответы детей:
• Весной солнце светит ярче. Оно такое яркое, что глазам больно.
• Весной снег становится другим. Он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках. Его еще называют «ноздреватый».
Воспитатель может помочь вопросом: Почему на снегу образуются дырочки?
• Солнышко светит ярче и теплее, чем зимой. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются дырочки.
• На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, ледяные сосульки.
• Утром на снегу бывает твердая ледяная корка – наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст.
• На снегу появились проталинки.
• Стало много ручейков.
Воспитатель уточняет: Почему Солнце весной светит ярче, теплее, чем зимой?
• Весной наша планета Земля находится ближе к Солнцу, чем зимой, и на Землю попадает больше солнечных лучей.
• С каждым днем все радостнее, громче щебечут птицы.
Часть 2
Путешествие начинается
(Решение примеров.)
Воспитатель:
- Правильно, молодцы! Справились с поставленной задачей! А теперь отправимся в лес и посмотрим, как там хозяйничала весна. Усаживайтесь скорее на «ковер-самолет», закрывайте глаза, а я взмахну волшебной веточкой и мы с вами окажемся на окраине леса.
Звучит спокойная музыка. Дети расслабленно, с закрытыми глазами сидят на ковре. Воспитатель приготавливает карту, произносит «волшебные слова», взмахивая веточкой:
Раз, два, три, скорей вокруг ты посмотри!
Дети открывают глаза, становятся полукругом перед воспитателем. Организуется работа с картой.
- Вот в этом месте на карте мы с вами сейчас находимся и с него должны начать свое путешествие. Поставим сюда человечка. (Устанавливают изображение человечка.) От этого места тропинки ведут к двум кустарникам. Кроме того, на полянке растут и несколько деревьев. Ребята, Лесовичок задает вам вопрос: «Вспомните, пожалуйста, чем кустарник отличается от дерева?»
Дети отвечают, что у дерева один большой ствол, а у кустарника несколько, но более тонких.
- А теперь самое время вспомнить о подсказках Лесовичка. Послушайте первую подсказку. Куда же надо пойти: к кустарнику слева или справа? Как это узнать?
Ответ детей: - Надо решить примеры, посчитать.
Воспитатель предлагает одному ребенку подойти к столу и взять круглую карточку с примерами.
- Давайте запишем решение на карточке.
Дети решают примеры, определяют на карте то место, о котором говорится в подсказке. Воспитатель, активизируя мыслительную деятельность детей, задает им провокационные вопросы, пытаясь переставить на карте человечка к дереву, к другому кустарнику. Дети должны доказать свое решение, отстоять свое мнение. Затем дети переставляют на карте человечка на определенное ими место.
Воспитатель предлагает детям тоже передвинуться дальше - сделать необходимое количество (5) шагов, соответствующее полученному расстоянию от начала маршрута до выбранного кустарника в сторону, указанную на карте (влево).
Воспитатель:
- Итак, ребята, мы добрались до кустарника. Отсюда дорожки ведут к дереву осине и к дереву березе. (Показывает на карте) К какому же нам пойти? Давайте прочтем следующую подсказку Лесовичка. (Зачитывает детям подсказку №2)
Предлагает одному ребенку взять со стола овальную карточку. Дети решают примеры на карточке, определяют расстояние от кустарника до осины и до березы.
После того, как примеры решены, воспитатель вновь приглашает одного из детей, чтобы он переставил человечка на карте к определенному дереву. Ребенок объясняет и доказывает свой выбор.
Воспитатель:
- Ребята, давайте перейдем на другое место.
Дети вместе с воспитателем делают необходимое количество (4) шагов, соответствующее полученному расстоянию от кустарника до выбранного дерева осины в соответствие с направлением, указанным на карте.
Воспитатель:
- Ребята, я слышу голоса птиц. Это грачи, они первыми прилетают к нам весной из теплых краев. А хотите, мы с вами тоже превратимся в грачей? (Дети выражают согласие) В этом нам опять поможет волшебная веточка. ( Взмахивает веточкой и произносит слова: Раз, два, три, становись грачом и ты.)
- Мы превратились в грачей! Давайте поиграем.
Проводится физ минутка:
Как-то раннею весной Дети стоят в кругу.
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: Дети бегут на цыпочках, чуть подняв
Не скворцы и не синицы, согнутые в локтях руки.
А большущие грачи
Цвета черного, как ночь.
Разбежались по опушке, Приседают.
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок! Бегут в разные стороны, наклоняются вперед,
Крак-крак-крак! вниз.
Воспитатель вновь взмахивает веточкой, произносит слова:
Раз, два, три, снова станьте вы детьми!
Дети подходят к воспитателю.
Часть 3
Помощь муравью.
(Решение логических задач. Сравнение чисел.)
- Под осинкой еще лежит снежок, хотя видны и проталинки. Под осинкой находится муравейник (показывает на карте). Его обитатели всю зиму спали в своем домике из сосновых и еловых иголок, укрытые толстым слоем снега. Но теперь, когда солнышко пригревает все ярче, все теплее, муравьишки уже начинают выбираться наружу. Один самый смелый муравьишка отправился погулять по проталинкам и заблудился. Давайте поможем ему добраться до муравейника. Но помните, что в нашем лабиринте можно двигаться только по вертикалям и по горизонталям. Муравьишка может пройти только по светлым точкам – это проталинки с травой; коричневые кружочки – это грязь, топкие места, на них нашему муравью наступать нельзя.
Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы (3-4) и решить задание-лабиринт. Для этого раздает каждой подгруппе детей листок с нарисованным лабиринтом. Дети выполняют задание, показывают решение участникам других подгрупп, обосновывая при этом свой выбор.
Воспитатель:
- Теперь, когда муравьишка добрался до дома, мы продолжаем нашу прогулку. (Показывает карту) От осины идут три дорожки – к березе, к елочке, к кустарнику. Куда нам пойти, подскажет Лесовичок.
- Ребята, на дорожках указаны расстояния от осины до березы и кустарника: до березы - 5 метров, до осины – 7 метров. Подскажите, пожалуйста, куда же нам пойти?
Выслушивает ответы детей. Один из них переставляет на карте человечка к березе, объяснив свой выбор. Дети с воспитателем также передвигаются по комнате в направлении, соответствующем карте. Воспитатель предлагает одному ребенку взять со стола оставшуюся карточку и назвать, какой она формы. Воспитатель показывает карточку детям, просит догадаться, какое задание нужно выполнить на карточке?
Часть 4
Встреча с Лесовичком.
(Решение арифметической задачи.
Выполнение аппликации.)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Лесовичка! У нас осталась еще одна подсказка, давайте ее прочитаем.
Зачитывает подсказку №4. Дети вместе с воспитателем передвигаются в направлении, указанном на карте, подходят к пенечку. Воспитатель достает из-за пенечка Лесовичка (мягкая игрушка или игрушка театра-Петрушки).
Лесовичок приветствует ребят:
- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас в моем лесу! Я наблюдал за вашим путешествием и очень доволен, что ребята учились ходить по лесу осторожно, чтобы не потревожить его обитателей, не сломать веточки у деревьев и кустарников. Да и задания выполняли хорошо. Только настроение у меня, ребята, грустное.
Воспитатель:
- Почему, Лесовичок? Что тебя так расстроило?
Лесовичок: (показывает детям подснежник – образец аппликации на листе бумаги)
- Это один из самых первых цветов, мой любимый – подснежник! Он начинает расти еще под снегом, а расцветает уже тогда, когда снег растает. И на первых же проталинках в лесу вы сможете увидеть эти белые, светло-желтые или светло-голубые цветы. Но, ребята, из-за того, что эти цветы одни из самых первых, они сейчас находятся в опасности.
Люди за долгую зиму отвыкают от зеленых листочков и цветов. Поэтому, когда расцветают подснежники, многие торопятся собрать себе чудесный букетик. Из-за этого все меньше и меньше цветов встречается в наших лесах. Если мы с вами не научимся относиться к ним бережно, подснежники могут вообще исчезнуть.
Лесовичок:
- На полянке распустилось только 9 подснежников. А мне хочется, чтобы их было еще больше, чтобы они украшали лес и радовали его обитателей и гостей.
Воспитатель:
- А ребята в этом помогут! Давайте, ребята, заполним корзинки подснежниками, а Лесовичок рассадит их по всему лесу.
Лесовичок:
- Это будет замечательно! А я тоже хочу помочь вам. Я включу волшебную музыку, чтобы она порадовала вас во время работы. (Негромко звучит музыка из цикла «Времена годы» П. И. Чайковского, апрель.)
Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы (3-4) и подойти к столам. Дети вырезают из цветной бумаги подснежники, ориентируясь на образец, и наклеивают их на заранее приготовленные силуэты корзин (одна корзина на подгруппу детей).
Лесовичок благодарит детей за помощь. Прощаются с Лесовичком.
Воспитатель предлагает детям занять места на «ковре-самолете», закрыть глаза, расслабиться. Звучит спокойная музыка, в это время воспитатель прячет Лесовичка, затем взмахивает веточкой:
Раз, два, три, скорей вокруг ты посмотри!
- Вот и закончилось наше путешествие. А сегодня у нас остался подарок Лесовичка – волшебная веточка.
Дети ставят веточку в прозрачный сосуд с водой, помещают его в уголок природы. В дальнейшем организуется длительное наблюдение за изменениями, происходящими с веточкой (появлении корешков и т. д.).