Анастасия Сокова
«На карте Теша как ниточка тонкая»
▼ Скачать
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52»
Конспект интегрированного итогового мероприятия
по познавательному развитию
«На карте Теша как ниточка тонкая»
в подготовительной группе
Выполнила:
Воспитатель: 2 квалификационной категории
Сокова А. А.
Арзамас 2014 г.
Цель: ознакомление детей с водоемом города Арзамаса.
Задачи:
-формировать осознанное, бережное отношение к реке города Арзамаса;
-воспитывать любовь к малой родине и к реке Теше;
-развивать память, любознательность, интерес у детей.
Публикация «„На карте Теша как ниточка тонкая“» размещена в разделах
Предварительная работа:
- беседа с детьми о значении воды;
-чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой;
-чтение сказки «Путешествие Капельки»;
-проведение отдельных опытов с водой;
-дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий);
-познавательная игра «Где, какая вода бывает?»;
-знакомство с круговоротом воды в природе.
Средства: коврики, перчатки, рисунки детей, корзинки для мусора, «мусор» .
Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, опытническая деятельность, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадки, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация. Использование ИКТ: мультимедийная презентация, слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу, физкультурная минутка.
Ход занятия
В-ль: Ребята, посмотрите, сколько гостей в этом зале. Давайте с вами поздороваемся и подарим свое хорошее настроение.
Отгадайте загадки:
1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река.)
2. Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает? (Море.)
3. Не море, не земля. Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
4. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.)
– Река, море, болото, ручей. – Как можно назвать их одним словом? (Водоемы.). Да, это примеры разнообразных водоемов, в которых существует жизнь. А скажите, кому нужна вода? (Ответы детей). Значит для жизни животным, растениям, человеку необходима чистая вода. Что же происходит в настоящее время?
Детьми обыгрывается сценка «Отдых на реке».
Дети, с полными сумками, располагаются на берегу реки. Звучит веселая музыка.
1-й ребенок:
Мы приехали на речку
Воскресенье провести, но свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят,
Загорают и едят.
Отдыхают, как хотят
Сотни взрослых и ребят.
2-й ребенок:
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и тут до нас сидели.
Жгли костер, бумагу жгли,
Тоже пили, тоже ели
Отдохнули и ушли.
3-й ребенок:
Эй, ребята! -Крикнул Дима
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
(Едят, разбрасывают мусор. Берут вещи, мусор оставляют.)
4-й ребенок:
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли-
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Все: Отдохнули и ушли! (Уходят.)
В-ль: И остались на полянке, у потухшего костра
Две разбитых ими склянки, (показ)
Две размокшие баранки – словом, мусора гора!
(Звучит грустная музыка, ведущий уходит.)
Снова дети с полными сумками на берегу пытаются найти чистое место для отдыха. Подходят к мусору, удивляются, что грязно и не найдя места для отдыха, собираются уходить.
1-й ребенок:
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти! (Уходят, но их останавливают.)
Ребенок: Постойте, ребята! Я знаю, как помочь вам и реке. Давайте все вместе очистим берег от мусора.
(Звучит бодрая музыка.) Все вместе с ведущим убирают мусор в пакеты.
Ребенок: Берегите люди воду,
Ведь вода нам всем нужна!
Вдруг погибнет вся природа,
Жизнь несет с собой вода.
Не бросайте мусор в речку
В речке рыбки ведь живут
Нефть с заводов не сливайте
Чайки песни не споют.
Как только берега становятся чистыми, музыка меняется на величественную.
Появляется живая река.
Река: (Обращаясь к детям.) Спасибо, ребята! Мне уже стало легче дышать. Я думала, мне придется погибнуть среди мусора, но вы спасли меня. А вы не будите больше разбрасывать мусор на моих берегах? (Ответы детей)
Разрешите представиться. Я река города Арзамаса. Зовут меня Теша. А вы, ребята что-нибудь знаете обо мне?
Рассказ ребенка. Название реки произошло от первого поселенца Арзамаса – купца Тёш, который был по национальности мордвин. Проживал он с двумя сыновьями на берегу реки, которые занимались рыбным и пушным промыслом. Его часто посещали охотники, которые говорили: «Поеду к Тёшу», «Еду от Тёши». С того времени речку стали называть Тёшей.
Когда то река была чистой и широкой. В ее водах отражалась голубизна неба. По берегам росли красивые цветы, порхали бабочки, летали стрекозы. В кристально чистой воде плавали рыбки. Но вот однажды рядом с речкой начал расти город Арзамас.
1 реб: Ах, какое наслажденье
В чудном городе гулять
Чистым воздухом дышать.
Речка вкруг него бурлит
Рыбой всякою кишит.
2 реб: Вскоре, был завод воздвигнут
Там товары выпускают
За границу отправляют
Грязь же в речку всю сливают
От нее все погибает.
3 реб: Речку люди посещают
Ветки ломают, костры разжигают
После их отдыха на берегах
Мусор валяется, бумага в волнах.
4 реб: А потом проложили трассу
Потоком машины поехали сразу
Моют машины чистой водой
В реку сливают всякий отстой
Чахнут рощи день за днем
Погибает водоем.
Мы кричим всему народу
Берегите люди воду!
В-ль: Воду загрязнить легко. А так ли легко и быстро ее можно очистить?
Об этом нам расскажет Дима. Они с мамой провели исследования.
Презентация. Опыты по очищению воды.
Река: ребята, а вы знаете, откуда берется вода? Вода появляется из ручейка. Ручьи по пути собирает река. Река полноводно бежит на просторе. Пока, наконец, не вливается в море.
Проводится игра:
В-ль говорит, что она мама тучка, а ребятки детки-капельки и им пора отправиться в путь. Капельки танцуют. Полетели капельки на землю. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Потекла речка и попала в море. Плавали капельки в море и вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме- тучке.
Река: Спасибо, ребята, что переживаете за мою судьбу. Надеюсь, что когда вы вырастите, предпримете все усилия, чтобы уменьшить гибель водоемов.
В-ль: Уважаемая река! Ребята хотели бы сделать тебе подарок и нарисовали с родителями рисунки.
Выходят дети с рисунками
1 реб: люди, остановитесь! Ведь это дело рук человека!
2 реб: не бросайте мусор в воду!
3 реб: берегите вы природу!
4 реб: человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле- вода!
Экономь её и береги - мы ведь на планете не одни!
Река. Теперь все будут знать, как надо вести себя около воды. Спасибо вам ребята!
1 реб: На карте Тёша, ниточка тонкая,
Совсем не знаменитая река
Но может это тоненькая нить
С делами предков нас соединить
2 реб: Река водою медленно качнёт,
И оживать история начнёт.
На травах росы блещут, как алмаз,
Стоит над Тёшей город Арзамас.
3 реб: На карте Тё ша-ниточка тонка,
Совсем не знаменитая река,
Друг, посмотри попристальней окрест:
В России нет не знаменитых мест.
В-ль: А мы хотим совсем немного
Чтоб ты, любимая река
Была чистейшей очень долго
А мы придем наверняка.
И будем плавать и купаться
И кувыркаться и нырять
А можно в мячик наиграться
На берегу позагорать.
И детский хохот и веселье
Услышат все издалека
Тебе поклон наш на прощанье
Наша любимая река.
Дети прощаются с рекой.
Список используемой литературы.
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. - М. : 2005. .
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. – Воронеж: 2008.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. - М. : 2010.
4. Казаков В. В., Селезнёв В. в., Морозова А. А., Устимова А. И. Путеводитель. Арзамас и Арзамасский район. – Нижний Новгород, типография НРЛ, 2012- 22с.
5. Михалков С. В. Стихи для детей. – М. : 1962.
6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. - Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55с.