Ольга Нарожная
«Мы живем в России». Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Путешествие по России»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знание детей о России.
Закрепить знания географических объектов: названия рос. городов, рек, нар. промыслов, праздников.
Научить детей способам конструирования объемной геометрической фигуры.
Развивающие: Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов.
Способствовать обогащению речи детей выразительными средствами.
Развивать мелкую моторику рук.
Публикация «„Мы живем в России“, Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитательные: Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные области Виды детской деятельности
«Познание» Познавательно-исследовательская: классификация картинок по различным признакам, поиск признаков отличия государственных символов России, установление соответствия цвета и географических объектов на карте России, выяснение предназначения различных частей дерева, определение объемной геометрической фигуры – конус.
Продуктивная: конструирование объемной геометрической фигуры из плоской.
«Чтение художественной литературы» Чтение и восприятие худ. литературы: называние русских народных сказок, чтение наизусть стихов о России.
«Коммуникация» Коммуникативная : использование обобщающих слов, составление сложных речевых высказываний, составление рассказов-описаний.
«Социализация» Игровая: игра «Оформление выставки», игра – путешествие на поезде, игра «Строим вагоны поезда», игра «Найди по описанию», игра «Говорящие деревья».
«Художественное творчество» Продуктивная: изготовление макета березки из бумаги.
Предварительная работа:
Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек России; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства; прослушивание записей песен о Родине.
Оборудование:
мультимедиапроектор, экран;
карточки;
ЭДП «Игра – путешествие по России»;
аудиозаписи: «Звук поезда», классическая музыка;
флаг, карточки с изоб. гербов стран;
географическая карта России;
подносы с материалом, мольберты.
Логика построения НОД:
Игровая мотивация. Игра «Оформление выставки».
- Ребята, посмотрите, сколько разных картинок! Они упали вот с этих мольбертов. Помогите, пожалуйста, развесить эти картинки на выставке. На каждом мольберте должны быть картинки определенной группы.
(Дети развешивают картинки на 4 мольберта.)
- Давайте проведем маленькую экскурсию по выставке. Кто будет первым экскурсоводом?
- Как назвать одним словом картинки из первой группы? (Посуда)
- А какая это посуда? ( Разных народных промыслов: Жостово, Гжель, Городец.)
- Кто будет следующим экскурсоводом?
- Как назвать одним словом все эти картинки? (Животные)
- Назови их. (Ребенок-экскурсовод перечисляет животных по картинкам.)
- А где живут эти животные? (В России, в наших лесах.)
- Кто хочет быть третьим экскурсоводом?
- Как назвать одним словом все эти картинки? (Люди)
- Почему они так одеты?
- А эти люди живут в какой стране?
- Кто хочет быть следующим экскурсоводом?
- Как назвать одним словом все эти картинки? (Сказочные герои)
- Назови этих героев.
- Из каких сказок эти сказочные герои? (Из русских).
- Ребята, посмотрите теперь на все эти картинки. Есть что- то, что их может объединить? Чем они похожи?
(Сказки русские, животные живут в России, посуда российских промыслов)
- Правильно. Это все наша страна - Россия. А где она на карте?
- Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира.
Здесь проживают русские, татары, чуваши и многие другие народы.
Страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа.
- А как можно назвать всех нас, живущих в России? (Россияне)
- Как называется столица нашей страны? Покажите ее на карте.
Игра – путешествие по карте России.
- Россия - страна большая, красивая, в ней есть леса, поля, реки, горы.
- Я предлагаю вам путешествие по России. Хотите?
- А на чем отправимся путешествовать? (На самолете, автобусе и так далее)
- Если поедем на автобусе, сможем мы всю Россию проехать?
- Если на самолете – все ли мы сможем увидеть?
- Значит, решено, едем на поезде!
Давайте построим поезд.
«Антистрессовая гимнастика». Цель: снять мышечное напряжение.
Я буду паровозом, а вы - вагончиками.
Возьмите в руки молоточки, стройте каждый свой вагончик.
(Дети постукивают себя пальчиками и кулачками по плечам, рукам, туловищу, ногам)
Новые вагончики надо покрыть краской, чтобы они были красивые.
Красим (Проводим руками по телу с головы до пяток)
А теперь посушим краску. ( Хлопки вытянутыми руками: слева – над головой – направо.)
Давайте подвигаемся, чтобы краска быстрее высохла. (Топотушки.)
- Ребята, посмотрите друг на друга. Вы построили очень красивые новые вагончики. (Звучит музыка «Гудок поезда»
У нас получился настоящий современный поезд.
Появляется слайд «Поезд».
Беседа о российской символике.
- Ребята, как сделать так, чтобы все люди поняли, что наш поезд российский?
- Какими символами его можно украсить? (Флаг, Герб)
- А какой наш российский флаг? (Флаг – отличительный знак, символ государства. Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины.
Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.)
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения:
Белый – благородство
Синий – честность
Красный – смелость и великодушие.
Бело – сине – красный флаг впервые дал русскому флоту Петр Первый.
Воспитатель показывает флаг, передает его детям, они ставят его на подставку.
- А как вы узнаете наш российский герб? Что на нем изображено?
(Герб России представляет собой красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Над головами орла изображены три исторические короны, символизирующие единство государства.)
- А сейчас найдите герб нашей страны.
(Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России). Ребенок, по желанию, рассказывает стихотворение.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
- Наше путешествие начинается : «Наши пассажиры в поезде сидят.
Все с интересом в окошечки глядят».
(Дети садятся на стульчики перед картой.)
- Давайте найдём на карте место, где мы сейчас находимся, откуда начинается наше путешествие. (Дети находят Самару).
- Вот отсюда мы и отправимся по России.
- Наш большой город на карте обозначен точкой. Таких точек на карте России много. Какие еще города России вы знаете?
(Дети называют разные города России.)
- Посмотрите, вся карта раскрашена в разные цвета. Что они обозначают?
Давайте разделимся на две команды: девочки и мальчики.
( Мальчики: называют цвета карты. Девочки: объясняют, что обозначают цвета. Затем меняются ролями.)
Путешествие в прошлое нашей страны.
– Мы с вами будем много путешествовать и ещё больше узнаем о своей стране. Но что это происходит?
( Слайды меняются на экране: современный поезд (Зеленый, тепловоз)
Паровоз (Какой дым из него валит)
паровоз с лошадью (Маленький, вагончики без крыш)
лошадь с телегой. (А здесь вообще нет поезда).
- Куда это мы отправляемся? (В прошлое нашей страны, в старую Россию)
- Я знаю, что вы изучаете историю. Правда? И еще я знаю, что вы много знаете про русских богатырей, которые жили в то время, в которое мы с вами попали. Это правда?
- Тогда ответьте мне на вопросы:
Сколько лежал на печи Илья Муромец? (30 лет)
Почему у Никиты Кожемяки фамилия Кожемяка?
Какое оружие было у русских богатырей?
Какие указатели стояли на русских дорогах? (Камни).
- Молодцы, ребята! Но пора отправляться из прошлого в наше настоящее. Для этого надо вспомнить, какая картинка была на экране перед этой?
(Слайд меняется.)
- А какая перед этой?
(Дети восстанавливают последовательность картин – до современного поезда.)
- Ну, вот мы и вернулись. Поехали дальше на нашем современном поезде.
- Посмотрите на карту, какого цвета больше всего на карте России? (Зелёного).
- Что это значит? (В России много лесов, полей, лугов).
Не зря в песне поё тся: «Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек.»
- Выходите из вагончиков, присоединяйтесь ко мне.
Физминутка
Мы к лесной поляне вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто всё слушал, выполнял,
Не споткнулся, не упал.
- Ребята, отгадайте загадку
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
- Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветви, листья.)
Игра «Говорящие деревья»
- Представьте себе, что вы деревья и изобразите их. Раз, два, три – замри!
- Ты какое дерево? Оно хвойное или лиственное?
- Что у тебя это? (Показывает на туловище)
- Зачем тебе ствол?
- А это у тебя что? (Руки, пальцы)
- Зачем тебе ветви?
- А что у тебя под ногами? (Корни)
- Зачем тебе корни? (Корни играют очень важную роль в жизни дерева. Они забирают из земли воду и минеральные вещества)
- А чем покрыт ствол и ветви? (Корой)
- А зачем дереву кора? (Кора не дает дереву пересохнуть и защищает от болезней)
- А это что у тебя? (Листья)
- Для чего дереву листья? (С помощью листьев дерево дышит и питается)
- А где растут деревья? (Некоторые деревья растут у воды, вдоль дорог, в лесу)
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
- Если деревьев очень много – что это? (Лес)
Лес – это наше богатство. Наша природа – это тоже наша Родина. Как вы можете беречь родную природу?
– Наш поезд отправляется. С чего начинается наша Родина?
Дети:
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
Конструирование
- Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза – тоже символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная.
- Ребята, я вам предлагаю сконструировать из бумаги березку. Посмотрите, какую березку сделала я. На что похож ее ствол, на какую фигуру? (Конус.)
- Догадайтесь, как я из плоского треугольника (показывает) сделала объемный конус?
- А на что похожи веточки березки? (На спираль)
- Как вот такие прямые полоски бумаги сделать похожими на спираль?
- Вы поняли, как конструировать березку? Приступайте к работе. Если нужна моя помощь, зовите!
(Дети склеивают конус. Закрученные зеленые полоски приклеивают к стволу. Способом обрывания наклеивают черные пятна на ствол.
Воспитатель хвалит работу каждого ребенка: мальчикам – очень хорошо у тебя получился ствол; твоя березка очень аккуратная, ровная; какие витые веточки! Я вижу, что ты старался!. ; девочкам – какая красивая у тебя березка, очень кудрявые веточки, необыкновенно красивая работа, твоя березка – как картинка)
- Ребята, вы так постарались! Как красиво всё получилось! Поставьте свои работы на эту полянку! Пусть у нас в группе будет уголок нашей России!
Итог.
- Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.
- О чем вы сегодня расскажете своим родителям?