Жукова Наталья Валерьевна
Конспект НОД «Мы — россияне, язык наш — русский!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Мы – россияне, наш язык - русский!»
Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о России, государственной символике, воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с устным народным творчеством.
Задачи:
-учить проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичности, побуждать детей к словотворчеству;
Публикация «Конспект НОД „Мы — россияне, язык наш — русский!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
-развивать речевую культуру детей, вводя в словарь ребёнка народные обороты речи;
- продолжать знакомить с понятием «устное народное творчество»;
- Развивать и систематизировать знания детей о произведениях русского народного творчества (сказки, потешки, колыбельные, небылицы, считалки, заклички, дразнилки, хороводы);
-закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге;
-воспитывать любовь к своей Родине, городу, в котором живут.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная
Методы: игровой, наглядный, словесный
Предварительная работа: Посещение с детьми городского музея; заучивание на занятиях, в режимных моментах, в повседневной жизни малых форм фольклора: пословиц, считалок, дразнилок, небылиц, загадок;
Проведение с детьми народных игр: «», «»
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: флаг и герб страны, д/игра «Собери герб», аудиозапись песни «С чего начинается Родина», репродукции картин: В. М. Васнецова «Иван – царевич на сером волке», «Алёнушка», М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь», мультимедийный проектор, слайды, платок для хороводной игры.
Ход НОД
Вводная часть
Дети стоят вокруг воспитателя, звучит песня «С чего начинается Родина?»
Воспитатель: Дети, вам знакома эта песня? Вы её раньше слышали? (ответ детей)
Да это песня о Родине. Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)
Правильно, Родина – это то место, где мы с вами живем. Когда вы подрастете, понятие «Родина» для вас будет значительно шире. Я очень надеюсь, что когда вы станете взрослыми, не зависимо от того, какую профессию вы выберите, вы будете достойно представлять свою родину. Очень важно при этом, чтобы каждый человек умел красиво говорить и правильно выражать свои мысли.
Воспитатель: предлагает детям сесть на стульчики.
Основная часть
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя, какое?
( Ответы детей: Россия)
Воспитатель: Правильно, мы живем в России. Мы – россияне. Россия большая страна, её населяют разные народы, но большинство из них говорят на русском языке. Наш основной язык русский богатый, могучий.
Воспитатель: послушайте отрывок из стихотворения.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом. (С. Баруздин (Анна П.)
В древние времена, когда люди ещё не знали письменности, они передавали информацию из уст в уста. Как вы это понимаете? Давайте сначала с вами, объясним, что такое уста?
( ответ детей: губы).
Верно, люди общаясь, запоминали то, что им рассказывали или передавали следующему поколению. Так и появилось устное народное творчество. В нем богатым, выразительным, метким словом воспевались народная мудрость, ловкость, смекалка и трудолюбие русского народа. Как вы думаете, какие жанры относятся к устному народному творчеству?
( ответы детей: русские народные сказки, потешки пословицы, поговорки, загадки и т. д.)
Совершенно верно. Например, потешки и прибаутки нужны были для того, что бы забавлять маленьких детей, успокоить плачущего, или вызвать улыбку и загрустившего. Мы с вами много читали и рассказывали различных - потешек, скороговорок, пословиц, закличек. Давайте их вспомним: (вставить потешку, закличку, пословицы)
Потешка:
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо! (Ева С.)
Пословицы:
Яблоко от яблони недалеко падает.
Хорошо там, где нас нет. (Аня П)
Закличка:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай-
Сколько хочешь поливай (Ролан)
Сбил, сколотил- вот колесо,
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад-
Одни спицы лежат. (Иван Ж.)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть? Тогда давайте выберем водящего. А как его можно выбрать?
(ответ детей; считалочкой)
Воспитатель: Давайте с вами вспомним русскую народную считалку.
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать-
Нам водилку выбирать!
Хороводная игра: «Сиди, Яша!»
Ход игры: Выбирается Яша.
Он встает в центр, ему завязывают глаза.
Все идут по кругу и поют.
Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,
Ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладошки.
Чок, чок, пятачок
Вставай Яшенька – дружок!
Где твоя невеста, и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, по окончании слов
Идёт наугад, выбирает кого – ни будь и выводит в середину.
Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.
Теперь я приглашаю вас на выставку картин. Мы с вами входит в зал «Сказок».
Русский народ сложил много сказок. Они интересны своим сюжетом, богаты красочным, выразительным, народным языком. Посмотрите внимательно на эти репродукции и назовите русские народные сказки, которыми вдохновлялись великие русские художники – Васнецов и Врубель. (Дети называют).
Воспитатель: У нас свами осталось совсем немного времени, чтобы посетить презентацию. Какую, вы сейчас узнаете. Я буду говорить начало предложения, а вы его продолжите.
Наша страна называется. (Россия)
Граждане России называются. (Россияне)
Столица России - город. (Москва)
Область в которой мы живем…. (Саратовская)
Мы живем в городе. (Новоузенске)
Как можно назвать людей, живущих в Новоузенске (Новоузенцы).
Кто такие земляки… (Это люди живущие с нами в одном городе)
Воспитатель: Сейчас бы я хотела вас познакомить со стихотворением нашей с вами землячки, педагогом нашего детского сада, которая очень любит писать стихи - Ерешевой Валентины Сергеевны называется оно
«Мой город».
Есть в городе моём заветные места,
Где хочется на миг, на час остановится.
У Вечного огня погибшим поклониться
И жизнь начать порой, как с чистого листа.
Здесь дорого мне всё и памятно навек.
Со мною город рос и тихо обновлялся.
Прошёл за годом год и поменялся век,
Но для меня всегда любимым оставался-
Родной Новоузенск. Его песок и пыль,
В степи тюльпаны и колышется ковыль.
Река Большой Узень и малые пруды,
Хотя не каждый год в них до полна воды-
Хватало все на жизнь, на парки и сады.
И даром не прошли всех горожан труды:
Наш городок расцвёл, зазеленел для всех-
Площадки во дворах и слышен детский смех.
И пусть мне скажут – мал ваш городок,
Что цирков нет и от Саратова далёк.
Мне разговоры эти вовсе ни к чему,
Я доверяю только сердцу моему.
И где б я ни была в неведомом краю,
Где море и песок или лесные чащи.
В душе я вспоминаю Родину мою
И нету для меня её родней и краше.
Правда, прекрасное стихотворение?
Наш город очень старый, и как любой другой город он имеет свою символику и архитектуру.
(Слайд 1) У Новоузенска тоже есть свой герб. Что изображено на гербе нашего города? (Щит пересечённый. В верхней, зеленой части - перевязанный золотою лентою серебряный сноп пшеницы. В нижней, серебряной части - чёрный с золотыми украшениями плуг. В вольной части - герб Саратовской области") Герб помогает узнать город и область ккоторой он принадлежит.
Проводится дидактическая игра «Собери герб»
(Слайд 2)А это здание вы узнали? (Ответы детей.) Верно, это Дом культуры.
«Какие мероприятия здесь проводятся? ( ответ детей: концерты, цирковые представления, занятия в танцевальных кружках.)
(Слайд 3)Как называется это здание и что в нем интересного? В музей мы много раз ходили на экскурсии (В музее можно узнать о том, как жили коренные жители нашего края, о животном и растительном мире.)
(Слайд 4)А это заведение посещают все любители книг. (Библиотека.) Её мы посещали много раз.
(Слайд 5) МОУ СОШ № 8! Да - это школа, в которую, вы все пойдёте учиться на следующий год.
(Слайд 6) А сейчас мы с вами поговорим о старинных зданиях нашего города. Наш с вами город обновляется, становится всё краше и это заслуга нашего городского руководства и людей, проживающих в любимом городе.
Воспитатель: Итак пора возвращаться в наш родной и любимый….
(Слайд 7) Детский сад. Это тоже одно из старинных зданий, сейчас вы здесь получаете свои первые знания.
- Давайте же, друзья, любить свой родной город! Ценить его, беречь и украшать!
Вот и закончилась наша экскурсия по городу. Все вы молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. А что же нам помогло справиться со всеми заданиями? ( ответы детей: дружба)
Заключительная часть
Вам понравилась экскурсия? (ответ детей)
Что включает в себя устное народное творчество?
Каким должен быть гражданин России?
По какому городу мы путешествовали? (ответы детей)
Что больше всего вам понравилось на сегодняшней экскурсии? (ответы детей.)
Учебная деятельность?
(Слайд 8) Новоузенск – это мы.