Наталья Возмилова
«Мы разные, но мы вместе». Конспект образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы разные, но мы вместе»
Цель: Формировать у детей уважительное отношение к представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности, их культуре и традициям.
Задачи: - Укрепление толерантных и этнических отношений воспитанников.
- Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
- Улучшать эффективность работы ДОУ с родителями посредством нетрадиционных форм взаимодействия.
Ход занятия:
Публикация «„Мы разные, но мы вместе“, Конспект образовательной деятельности» размещена в разделах
Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Россия большая и многонациональная страна.
Звучит песня «Я, ты, он, она — вместе целая страна»
1Ребенок: Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
2Ребенок: У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
3Ребенок: Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
4Ребенок: Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
5Ребенок: Одним милее осень, другим милей весна.
Вместе: А Родина Россия у нас у всех – одна.
Воспитатель: А что же отличает один народ от другого? (ответы детей)
Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции.
- Сегодня мы с вами познакомимся с культурой разных народов, проживающих в нашем посёлке.
Обычай встречать и принимать гостей, свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью. Отправимся к нашим друзьям?
Звучит татарская песня: «Туган як».
Луиза: - Ис нмесез!
Эмиль: – Здравствуйте, дорогие друзья! Мы семья Байчуриных - представляем – татарский народ!
Воспитатель и дети: - Здравствуйте!
Луиза: Татары (самоназвание тат. Татарлар) – тюркский народ, проживающий на территории Тюменской области.
Татарская семья в приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. По - древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстелили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, белиш, и, конечно, душистый чай.
Традиционные занятия татар – пашенное земледелие и скотоводство, разводят домашнюю птицу. Для татар характерна любовь к лошадям.
Татары отмечают (мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам). Из народных праздников отмечают Сабантуй.
Головной убор мужчины – тюбетейка, у женщин – вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок.
Эмиль: Ребята, что у меня в руке?
Дети: Это тюбетейка.
Луиза: Правильно. Это – тюбетейка. Традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисером, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. Посмотрите, ребята и наша тюбетейка очень красивая (дети рассматривают тюбетейку). Она тоже вышита яркими нитками, и на ней красивые татарские орнаменты. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы тоже поиграем в эту игру.
Правила игры. Дети становятся в круг, шагают под песню на татарском языке, и таким образом, передают тюбетейку друг другу.
В конце песни, у кого остается тюбетейка, тот танцует татарские топотушки. Игра так продолжается.
Воспитатель: - Спасибо вам большое, добрые хозяева, мир вашему дому!
-Р., а мы с вами отправимся в гости в казахскую семью. Сегодня нас пригласила в гости семья Гайсиновых.
Включается казахская песня
Дастар ан-ау, дастар ан,
Берекелі дастар ан…
Алия Тюльбаевна: - «Салеметсiз бе»!
Дамель: - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы семья Гайсиновых - представляем – казахский народ!
Воспитатель и дети: - Здравствуйте!
Алия Тюльбаевна: Казахи - это кочевой народ.
Казахский народ всегда был и остается одной из самых мудрых и гордых наций. Уважение к гостям, к старшим, миролюбие и терпимость, которые закладываются с детства, являются основной национальной чертой казахов.
Традиционный национальный казахский костюм для мужчин состоит из чапана (халат с поясом из вышитого бархата) и высокого колпака, тюбетейки или шапки из лисьего меха. Женский народный костюм представляет белое или цветное (хлопчатобумажное, шелковое) платье, бархатный жилет с красивой вышивкой и высокий колпак с шелковым шарфом.
Наурыз –любимый праздник казахского народа. Он приходит, когда начинается обновление всего живого в окружающим мире. До наступления праздника люди приводят в порядок свои дома, все, кто находятся в ссоре – мирятся, так как по утверждению стариков, когда Наурыз входит в дом все болезни и неудачи должны обходить стороной. В день Наурыза все старались быть добрыми, желали друг другу здоровья. Давайте и мы с вами последуем этому обычаю, обнимемся и пожелаем друг другу здоровья.
-А еще во время Наурыза устраиваются соревнования, давайте и мы с вами поиграем.
Проводится игра «Собери монеты». (Куме алу)
На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки - передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.
Казахи – гостеприимный народ. Если вы придете в гости к казаху неожиданно, он будет вам очень рад.
Украшением любого стола (у казахов это дастархан, является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Его запивают мясным бульоном - сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.
Все знают и печёные баурсаки. Баурсак - обжаренный в масле пончик круглой, квадратной или треугольной формы.
Воспитатель: - Спасибо вам большое, добрые хозяева, мир вашему дому!
-Р., а мы с вами отправимся в гости в армянскую семью. Сегодня нас пригласила в гости семья Тоникян.
Включается армянская музыка –звучит дудук.
Воспитатель: Ребята, послушайте музыку. Это армянский народный инструмент называется дудук.
Карина Габр. : - «Барев дзес»!
Вреж: - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы семья Тоникян - представляем – армянский народ!
Воспитатель и дети: - Здравствуйте хозяева!
Карина Габр. : Армяне - доброжелательные и гостеприимные люди. Они впитали в себя гордый и трудолюбивый дух предков. В общении армяне открыты, вежливы и дружелюбны. В разговоре с нами часто можно услышать имя собеседника в сочетании со словом «джан», которое символизирует уважительное и даже ласковое отношение к человеку.
- Давайте попробуем уважительно обратиться друг, к другу используя слово «джан».
(Дети обращаются друг к другу)
Карина Габр. : (видео и рассказ об армянской культуре)
-Ребята, Армению называют солнечной страной, солнце светит здесь более 250 дней в году. Много вкусных фруктов растёт в этом краю.
Давайте отгадаем загадки про фрукты и найдем их на тарелке
1. Золотые, наливные
На ветвях они висят,
Они старых молодят (яблоки)
2. Фрукт похож на неваляшку
Носит жёлтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
3. Среди листьев изумрудных
Зреет много гроздей чудных.
Они их ягод состоят,
У них чудесный аромат.
И мы зовём их… (виноград)
4. Надорвали край рубашки-
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их все назад
Что за плод такой? (гранат)
(Показывают сувенир – «гранат» как символ Армении).
Вреж: - Армяне очень гостеприимны, любят накрывать стол и по-кавказски угощать гостей. Традиционным армянским блюдом является шашлык и лаваш.
Воспитатель: - Спасибо вам большое, добрые хозяева, мир вашему дому!
-Р., а сейчас мы с вами отправимся в гости в русскую семью. Сегодня нас пригласила в гости семья Суворова Федора.
Под русскую народную музык (минусовка «Уж ты Полюшка, параня»)
Любовь Юрьевна: - Здравствуйте, люди добрые!
Люди славные, православные! (все кланяются)
Даша: Мы встречаем хлебом, солью.
Привечаем словом добрым.
Любовь Юрьевна: Уж, наш-то каравай для всех гостей годен.
Вот он румян и дороден (в руках держит испеченный каравай)
Федор: - Здравствуйте, ребята! Мы представляем – русский народ!
Воспитатель и дети: - Здравствуйте!
Даша: Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Русские национальные праздники такие же, как русский характер – широкие, светлые, раздольные, с неуёмным весельем.
Любовь Юрьевна: В праздник надевали лучшие наряды.
Русский национальный костюм… женский русский костюм состоял одинаковым из рубахи, сарафана и кокошника.
Мужская одежда состояла из домотканой холстовой рубахи – косоворотки и также портков, в основном полосатых. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком.
Умеют русские люди отдыхать. «Делу – время, потехе – час».
Любимым народным русским праздником является Масленица, отмечают её на пороге весны. Известна она еще как праздник проводов зимы и встречи весны. А начиналась масленичная неделя с приготовления блинов. Блины любимое лакомство русских людей. Блины ели с маслом, медом, вареньем и запивали ароматным чаем из самовара!
Любимыми русскими народными музыкальными инструментами являются балалайка, гармонь и ложки. Ребята, а какой же русский не любит повеселиться? Приглашаем вас поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
- Спасибо вам огромное дорогие хозяева, мир дому вашему!
Итог:
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, у людей каких национальностей мы были сегодня в гостях?
(татары, казахи, армяне, русские).
- Как называется мужской головной убор у татар? (тюбетейка)
- Кто запомнил, как называются казахские национальные блюда? (Бешбармак, кумыс, Баурсак, Айран)
-Какой фрукт считается символ армян? (гранат)
-Назовите русские народные музыкальные инструменты? (Балалайка, гармонь, ложки).
- Ребята, все мы разные, но все мы живем в одном поселке и мы должны уважать культуру и традиции людей всех национальностей.
Подошло к концу наше «гостеприимное» путешествие, хочу предложить всем встать в один большой круг, взяться за руки и закончить наше занятие хороводом.
Хоровод под песню «Так давайте устроим большой хоровод».