Галина Якунина
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Мы матрёшки расписные»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
во второй младшей группе №1 по художественно-эстетическому развитию
«Мы матрёшки расписные»
Воспитатель: Якунина Г. В.
2020г
Публикация «Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе „Мы матрёшки расписные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Цель: знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой, развитие детского творчества.
Задачи:
Образовательные–развивать умение выделять детали костюма матрешки (сарафан, платок, фартук, создавать рисунки с помощью кисточки; привлекать внимание детей к народной игрушке – матрешке; формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
Развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки, творческие способности детей; развивать интерес детей к народному творчеству; обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме.
Воспитательные - воспитывать бережное отношение к игрушке, воспитывать самостоятельность, активность.
Речевые – расширять словарный запас.
Приоритетная образовательная область (области) : познавательно–речевое развитие, коммуникативно–личностное, физическое развитие.
Планируемые результаты (исходя из цели и задач) : Дети при помощи воспитателя раскрашивают заранее заготовленные изображения матрёшек (раскраски, подбирая необходимые цвета и не вылезая за контуры.
Целевые ориентиры: Создавать изображение матрешки по образцу, передавая особенности цвета, формы и размера. Знакомясь с русской народной игрушкой — матрешкой, дети знакомятся и приобщаются к русской культуре, истории, искусству. А занятиях по художественному творчеству дают возможность детям применить полученные знания. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс) : деревянная игрушка матрешка; на каждого ребёнка силуэт матрёшки, краски, влажные салфетки.
Словарная работа: старенькие, злой, косолапый, большой, веселая, круглый.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о матрёшке и народных промыслах России.
Изучение литературы
1. Косминская В. Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" М., «Просвещение», 1977 г.
2. Нифантова Ж. В. Конспекты занятий в детском саду. https://50ds.ru/vospitatel/3455-konspekt-zanyatiya-russkaya-matreshka.html
3. Рачинская Т. А. "Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада" 2012г. https://ivalex.ucoz.ru/_fr/7/. doc
4. Чугуева А. Консультация для воспитателей : «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» 2013г.
5.
Содержание ОД
Введение в образовательную ситуацию.
Приветствие: «Я дарю тебе улыбку»
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, сколько гостей к нам сегодня пришло!
Давайте все вместе поздороваемся.
Дети:
Здравствуйте.
Воспитатель:
Ребята, у вас хорошее настроение? Вы рады встречи с гостями?
Дети: Да.
Воспитатель:
У меня тоже хорошее настроение, мы хотим этой радостью
поделиться и с вами. Давайте друг другу улыбнемся и подарим хорошее
настроение и нашим гостям.
Мотивирование к деятельности, совместная постановка цели.
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром, когда я зашла в группу, то увидела на столе
необычный сундучок. Я так хочу его открыть и посмотреть, что же в нем лежит.
А вы хотите его открыть?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте все вместе произнесем волшебные слова:
Сундучок, сундучок, Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка,
Раз, два, три, сундучок отопри
(воспитатель открывает сундучок).
Воспитатель: Что же здесь лежит?
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Это русская.
Дети: Матрешка.
Воспитатель: (достаю). Верно, это кукла матрешка
–Русская народная игрушка,
символ России (дети садятся на стульчики).
Мини -сообщение «Знакомство с матрешкой»
Воспитатель:
"А сейчас я вам расскажу, как
появилась первая матрешка.
Появилась первая матрешка в России очень давно. Привезли игрушку из другой
страны. Эта страна называется Япония. Сделана она из дерева. Раскроешь ее, а
там еще такая же игрушка, но чуть поменьше, раскроешь вторую, а там третья
–меньше второй. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они
переодели ее в русский сарафан с фартучком, на голову повязали яркий платочек,
нарисовали ей глазки, на щечках румянец. И назвали ее старинным русским
именем
–Матрешей".
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру:
«Красивые слова для матрешки»
(дети встают в кружок, воспитатель держит матрешку)
Воспитатель:
Я сейчас буду передавать вам матрешку в руки, а вы скажете,
красивые слова для матрешки?
Дети: называют слова (красивая, нарядная, расписная,
веселая, розовощекая,
пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная)
(если у кого-то из детей возникли трудности с выбором слова, другие ребята
приходят на помощь).
Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).
Воспитатель:
Что-то наша Матрёшка тяжелая, может быть, у неё
внутри что- нибудь есть? (воспитатель трясёт матрёшку).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там гремит.
Матрёшка,матрёшка, откройся немножко! (воспитатель открывает большую матрёшку и достаёт ещё
матрешек,дети любуются, матрёшек выставляют в ряд).
Воспитатель:
Ребята, сколько матрёшек стало? (много). А сколько было
сначала? (одна).
-Посмотрите, целая семья матрёшек, вот как много куколок спряталось в одной
матрёшке. Матрёшка кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке
живут её дочки: мал,
мала, меньше. Матрёшка символ семьи. И как в любой
семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются,
прячутся друг в дружке.
Давайте посмотрим, во что одеты матрешки.
-Что у них на голове? (платочек)
-Что у них на туловище? (сарафан)
-Чем украшен сарафан? (цветами)
-Посмотрите, дети, все матрёшки разного роста.
-Эта матрёшка какая?
–Большая!
-Это матрешка какая?
–Маленькая!
Подвижная игра «Большая матрёшка и маленькая матрёшка»
Воспитатель показывает большую матрешку
-ребята поднимают вверх руки,
показывает маленькую
-дети приседают. (Повторяют 3- 4 раза.)
Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).
Воспитатель: Ребята, матрёшка очень добрая игрушка, она любит дружить. И
наши матрешки тоже хотят с вами подружиться. А вы хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Матрешки приготовили для вас интересную игру.
"Кто быстрее соберёт матрёшку"
Воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую,
дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А ведь к нам в гости пришли ещё матрёшки.
Воспитатель достает из сундучка заготовки матрёшек.
-Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему? (ответы детей).
Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек? Я предлагаю разукрасить сарафаны матрешкам.
Мастерская по украшению сарафана матрешки
. Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую, вы сейчас станете художниками.
Только прежде чем приступить к работе, нам нужно пальчики размять" Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
«Пальчики гуляют»
Раз, два, три, четыре, пять!
Пошли пальчики гулять (разгибать пальчики, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик встал и съел,
Потому и растолстел.
Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
Воспитатель: А рисовать мы с вами сегодня будем кисточками.
Дети садятся за стол с приготовленными заранее красками и шаблонами силуэтов
матрешек. Воспитатель показывает на образце, как надо рисовать палочками
узоры на сарафанах матрешек. На начальных этапах обучения воспитатель может
помочь детям обмакнуть кисточку в краску, оставить отпечаток в нужном месте.
Ребята под музыку разукрашивают матрешек.
Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Все матрешки получились неповторимые!
Посмотрите, вот они
И румяны и пышны.
В сарафанах пестрых
Наши русские матрешки.
Совместное подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Понравились вам матрешки?
Дети: Да, понравились.
Воспитатель: Я размещу ваших матрешек на выставку, вечером придут мама и папа и посмотрят, какие красивые матрешки вы нарисовали.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрешкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Красивые у нас матрешки?
Дети: Да, красивые.
Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?
Дети: разные, маленькие и большие.
Воспитатель: А как можно с ними играть?
Дети: Собирать, разбирать.
Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да.
Воспитатель: Матрешка - является русской народной игрушкой. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.