Смирнова Ольга
Конспект занятия «Мы летим на облаках»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тема занятия :
Цель занятия :
развитие творческих способностей детей посредством импровизационной деятельности и словотворчества.
Задачи занятия :
развивать выразительность движений, способность к образным и свободным импровизациям, словотворчество, способствовать развитию умения находить нужные музыкально – выразительные средства.
Место занятия :
Тип занятия :
Доминантный
Используемое оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Мы летим на облаках“» размещена в разделах
Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, наборы музыкальных инструментов - 2 (1-й-металлофоны, треугольники с низким звучанием, трещотки, ложки, маракасы, бубны, бубенцы, ксилофоны, коробочки, шумовые инструменты; 2-й – колокольчики, треугольники с высоким звучанием, металлофоны, пуфики и стулья по количеству детей.
Используемые пособия:
Электронная презентация, музыкальные записи необходимых произведений, программа по работе с интерактивной доской.
Дети входят в зал и располагаются произвольно в центре зала лицом к педагогу.
Педагог приветствует детей
Деятельность1
Педагог задает детям вопрос:
Любите ли вы путешествовать?
Деятельность 1
Дети отвечают на поставленный вопрос (если дети делятся впечатлениями, кто из них путешествовал и куда, педагог выслушивает воспитанников).
Педагог:
- Конечно! Кто не хочет побывать в новых местах, узнать и увидеть что – то необыкновенное? Я очень люблю путешествовать, особенно в Страну Фантазий! Но попасть туда может не всякий, а только тот, кто может придумывать, воображать и представлять себе совершенно необыкновенные вещи.
- Как же попасть туда?
(Если дети предлагают реальные способы передвижения, педагог напоминает им, что путешествие будет в Страну Фантазий и попасть в нее можно только необычным способом)
Дети предлагают различные способы передвижения.
Давайте отправимся в Страну Фантазий на облаках! Они такие необычные, и никогда не бывают, похожи друг на друга.
Слайд 1
Деятельность 2
Педагог предлагает детям присесть на пуфики и включает презентацию «Облака» на муз. В. Тюльканова «Облака».
На фоне музыки педагог читает отрывок стихотворения Лифшица
Я сегодня видел сам,
Слон летал по небесам!
В синеве он важно плыл,
Даже солнце заслонил!
А потом… случилось чудо!
Превратился он в верблюда!
Ну что, отправляемся в путешествие на облаках?
Деятельность 2
Дети садятся лицом к интерактивной доске, знакомятся муз. произведением, получают представление о разнообразии облаков, их форм, их внешнего вида.
Слушание (1.25)
Деятельность 3
Ну, тогда выбирайте себе воображаемое облако, и полетели.
Повторное звучание музыкального отрывка (1.25)
Дети встают, встают свободно, выполняют двигательную импровизацию, представляя себе, что летят на облаках, двигаясь в соответствии с характером музыки и воображаемого облака. Педагог участвует в импровизации.
Педагог интересуется, на что были похожи облака, на которых путешествовали дети, хвалит импровизацию детей.
Этап 2 продолжительность 20 – 25 мин.
Слайд 2
Деятельность 1
Педагог
- Посмотрите мы приземлились в Стране Фантазии, а это город Веселых Песенок, через город протекает река Ритмика.
- На левом ее берегу живут стихоплеты, а на правом– мелодики, через речку перекинут большой и красивый мост, жители города ходят друг к другу в гости и часто встречаются на мосту, от этих встреч появляются новые песенки.
Дети рассматривают город веселых песенок, расположившись с левой стороны от центра интерактивной доски.
- Хорошо бы и нам придумать свою песенку.
- Хотите?
- К кому же мы сначала отправимся в гости?
Конечно к рифмоплетам!
- Все рифмоплеты разговаривают только стихами, надо и нам с вами у них поучиться!
-У меня есть несколько строк, которые еще не досочинили рифмоплеты, я их вам прочитаю, а вы постарайтесь закончить их таким образом, что бы получилась рифма.
Словотворчество
- Как у наших, у ворот….
Дети придумывают продолжение фразы.
Возможные варианты:
- кошки водят хоровод
- громко плачет бегемот
- Маша песенки поет и др
- Ну а рядом ….
- крокодил
- серый кот
- наш Иван
Педагог должен быть готов продолжить придуманные детям рифмы, для формирования четверостишья.
Примерно:
1. В барабан усердно
2. Грел на солнышке
3. Словно яблочко
- бил
- живот
- румян
- А теперь посмотрим, какие варианты у нас получились.
Педагог хвалит детей и вместе с детьми еще раз проговаривает получившиеся четверостишья, и выбирают наиболее понравившееся.
Дети участвуют в чтении получившихся четверостиший.
Деятельность 2
- А теперь отправимся в гости на правый берег. Перейдем через мостик. Осторожно, мостик очень узкий.
Дети за педагогом переходят на правую сторону от центра интерактивной доски воображая движения по узкому мостику и передавая это в движениях
- Какое стихотворение получилось у нас ребята?
Педагог обобщает высказывания детей.
- Веселое, шутливое, озорное, значит и наша песенка должна передавать его характер. Придумаем для нее ритмический рисунок.
Дети по желанию выходят к интерактивной доске и используя подготовленные педагогом изображения нотных длительностей (четвертных и восьмых, запрограммированных на утилиту многочисленного клонирования выкладывают ритмические последовательности проговаривая текст выбранного четверостишья.
Педагог помогает детям работать с интерактивной доской. Вариантов ритмических рисунков должно быть несколько.
Педагог хвалит всех детей и предлагает выбрать наиболее понравившееся.
- Кто же подарит песенке мелодию?
Желающие дети пропевают или проигрывают на металлофоне получившиеся песенки.
- Как замечательно у нас получилось!
- Отправляемся снова в путь! Смелее, забирайтесь на облака!
Дети вновь встают в центре зала.
Дети импровизируют полет на облаках.
Повторная двигательная импровизация.
Слайд 3
Деятельность 3
- Теперь мы оказались в городе Звонких ноток.
Дети подходят к интерактивной доске и рассматривают изображение города звонких ноток
Все его жители, умеют играть на каком - либо музыкальном инструменте. Им очень нравиться играть плясовые мелодии, вот такие….
Педагог включает музыку.
Предварительное слушание фрагмента произведения. «Русский наигрыш» (20 сек.)
- Хотите помочь жителям сделать музыку более жизнерадостной, яркой и обогатить ее своими эмоциями?
Педагог предлагает детям сесть на стульчики и прослушать музыку, обращая внимание на ее форму, и средства музыкальной выразительности.
Дети садятся на заранее приготовленные для них стульчики и прослушивают.
По окончании слушания дети отвечают на вопросы педагога:
Вопросы:
- Расскажите, пожалуйста, о характере музыки
Правильные ответы детей:
сначала музыка была медленной, спокойной,
неторопливой, а потом становилась все быстрее, веселее, задорнее.
- Эта музыка построена на одной мелодии, но повторяющейся несколько раз с различными изменениями и дополнениями, такая форма музыки называется «вариациями». И мы можем четко проследить их смену.
Давайте прослушаем несколько вариаций, отмечая тихим хлопком начало новой.
Дети прослушивают вариации
- Было ли в этой музыке вступление?
Прослушивается вступление
Вы можете выбрать музыкальные инструменты по своему усмотрению и расположиться погрупно. Ложки с ложками, треугольники с треугольниками и т. д.
Дети выбирают муз. инструменты и располагаются на стульчиках.
- Мы говорили с вами, о том, что музыка сначала была более спокойной, какие музыкальные инструменты лучше использовать?
- затем она становится более веселой, какие инструменты будут играть?
Педагог договаривается с детьми о последовательности звучания инструментов и их сочетании в различных вариациях.
Для того что бы детям было легче ориентироваться в очередности на интерактивной доске зарисовывается последовательность их звучания графическим обозначением. Можно объединить такие инструменты, как коробочка, маракасы и шумовые инструменты в одну группу, а треугольники и металлофоны в другую. Лучше если будет не более 4 подгрупп инструментов близких по тембру. Это позволит детям более активно участвовать в аранжировке и использовать различные приемы звукоизвлечения.
- А теперь сделаем музыку более жизнерадостной, яркой.
Деятельность 4
Педагог руководит ансамблем, помогая детям своевременно реагировать на смену вариаций
Исполнение музыкального произведения с аранжировкой в исполнении детей.
Дети играют на музыкальных инструментах, так как подсказывает им характер музыки и темп. Используя для этого выбранные ими самостоятельно приемы звукоизвлечения.
- Когда наступал вечер, жители играли красивую, нежную музыку, несущую покой, умиротворенность.
Давайте закроем глаза и послушаем их музыку.
Дети кладут инструменты на место, садятся на стульчики и закрывают глаза.
Слушают музыку.
Педагог исполняет инструментальное произведение
“В сумерки” муз. Ф. Рыбитского –
слушание
- Какие картины вызвала в вашем воображении музыка?
- Какие инструменты вы включили бы в звучание этой музыки?
- Почему?
Ответы детей (колокольчики, металлофоны, треугольники)
Ответы детей (звучание этих инструментов подходят к характеру и настроению музыки)
- Кто хочет украсить музыку звучанием этих инструментов?
- Но нам необходим руководитель нашего ансамбля – дирижер. Кто будет дирижером?
- Помните, что оркестранты должны внимательно следить за жестами дирижера
Дети по желанию выбирают инструменты и участвуют в исполнении.
Деятельность 5
Исполнение инструментальной музыки в ансамбле с детьми.
- Ну вот и закончился день в Стране Фантазии ее жители ложатся отдыхать, а нам пора возвращаться, но мы еще вернемся сюда.
Заключительная двигательная импровизация «Облака»
Дети двигаются по залу изображая полет на облаке.
Этап 3 «Рефлексия» 2-3 мин.
Деятельность 1
- Дети, в какой стане мы сегодня побывали?
- А у кого в гостях мы были?
Ответы детей (Стране Фантазии)
Ответы детей (в городе Веселых Песенок и в городе Звонких ноток)
- Каждому из вас что-то в нашем путешествии понравилось больше, что-то поменьше. Пусть каждый из вас подойдет к нашей доске и разместит понравившийся ему цветок там, где ему было интереснее всего.
Слайд 4
На интерактивной доске находится карта Страны Фантазии с ее городами и «районами»
- У стихоплетов – педагог показывает детям расположение «района»
- у мелодиков – показ педагога
- в городе Звонких Ноток
Можно использовать несколько цветков, если это необходимо.
Внизу карты расположены заранее подготовленные цветы в форме ромашек красного, голубого, розового, зеленого, черного цвета. Все цветы запрограмированны на утилиту множественного клонирования.
Дети поочередно подходят к доске и располагают цветы в наиболее понравившейся им части страны
- А теперь, я предлагаю, вам поделится впечатлениями от нашего путешествия со своими друзьями.
Дети организованно выходят из зала и идут в группу