Марина Лоевская
Конспект занятия «Мы космонавты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширить представления детей о космосе.
Образовательные задачи:
Расширять знания детей о космосе, о планете Земля.
Познакомить детей с понятием “Солнечная система”.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, внимание, память, художественно-творческие способности: воображение и чувство композиции.
Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать познавательные интересы, аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей.
Воспитатель:
Темочки:
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети:
- Хорошее, веселое, радостное!
Воспитатель:
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение. Внимательно послушайте и скажите о чем оно:
- Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.
Воспитатель:
- Скажите, ребята, о чем я прочла стихотворение?
Дети:
- О космосе!
Воспитатель:
- Скоро наша страна будет отмечать «День космонавтики». Исполняется 56 лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто учувствует в создании космических ракет!
- А вы, ребята, знаете, кто такие космонавты?
Дети:
- Космонавты – это люди, проводящие испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете.
Воспитатель:
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Дети:
- Здоровым, сильным, трудолюбивым, мужественным, выносливым….
Воспитатель:
- А вы хотели бы стать космонавтами?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Сегодня у нас будет необычное занятие : мы с вами полетим в космос.
Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
Воспитатель:
- Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. В течении нашего путешествия мы увидим и узнаем много нового и интересного. А также мы столкнемся с трудностями и вопросами. Чтобы давать чёткие ответы на вопросы, нам надо потренировать наши язычки. Для этого я предлагаю сделать для них гимнастику:
- Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Воспитатель:
- Итак, мы готовы отправиться в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Занимаем свои места в ракете и готовимся старту.
-звук запуска ракеты-
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран, так выглядит наша планета в космическом пространстве (показ слайда «Земля»).
- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
Воспитатель:
- Ребята, а вот и первая трудность с которой мы столкнулись: Перед вами на столе лежат красочные изображения Земли разрезанные на фрагменты. Вам необходимо объединиться в пары и выложить из них целую картинку. (проводится дидактическая игра «Разрезанные картинки»).
Воспитатель:
- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. Ребята, а кто знает, что такое «Солнечная Система»?
Дети:
- Это солнце – вокруг которого вращаются 9 планет, множество мелких планет- астероидов и комет.
Воспитатель:
- А какие планеты вы знаете?
Дети:
- Солнце-Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун. (Показ слайда «Солнечная система». Дети по очереди говорят их название).
Воспитатель:
- А есть ли в космическом пространстве еще какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы?
Дети:
- Кометы, метеориты, астероиды, звезды, спутники, ракеты, созвездия.
Воспитатель:
- Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ слайда Звезды). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д. (показ слайда Телескопа).
- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы?
Дети:
- Они образуют группы, Которые называются «Созвездия».
Воспитатель:
-Каждый из вас родился под своим созвездием. Его название зависит от месяца и числа вашего рождения. А вы знаете как называется ваше созвездие?
Дети:
(ответы детей)
Воспитатель:
- А какую самую большую звезду вы знаете?
Дети:
- Солнце. (показ слайда Солнце)
Воспитатель:
- Правильно, Солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго на нее смотреть. Давайте сделаем гимнастику для наших глаз, чтобы они отдохнули и нарисуем звезду глазками.
Воспитатель:
-Ребята, Солнечные человечки решили сбить нас с правильно пути и запутать. Они оставили для нас задание. На столе лежат группы картинок, мне кажется что-то здесь лишнее:
1. Солнце – Сатурн – Земля – С. П. Королев;
2. Царь-колокол - Первый спутник – Луноход – Космический корабль;
3. Орбитальная станция «Мир» – Звездное небо – Орбитальная станция «Салют» – Международная космическая станция;
4. Луна – Марс – Юпитер – Комета.
Воспитатель:
-Итак, ребята, первая планета нашей Солнечной системы Меркурий (показ слайда Меркурий). Это самая маленькая планета и находится ближе всех к Солнцу. Жители этой планеты оставили для нас загадки:
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
(ракета)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)
3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет.
(спутник)
4. Планета голубая
Любимая, родная
Она твоя, она моя
А называется…
(Земля)
5. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен всем нам…
(Телескоп).
Воспитатель:
- Теперь мы готовы лететь дальше. Следующая планета называется Венера (Слайд планеты Венера). И опять нас ждет задание, которое называется «Скажи наоборот» :
День - …ночь
Ярко - …темно
Солнце - …луна
Улетать - …прилетать
Прилуниться - …приземлиться.
Воспитатель:
- Ну что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше. Мы приближаемся с вами к планете под названием Марс (Слайд планеты Марс).Планета Марс выглядит красной ми видна на небе, как красноватая звезда. А вот марсиане нам оставили космическую физкультминутку :
Физкультминутка созвездия
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Воспитатель:
-А Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх
потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия
- А вот теперь мы готовы отправиться к следующей планете под названием Юпитер (Слайд планеты Юпитер). Жители этой планеты оставили нам письмо, в котором они просят рассказать им кто такие:
- Юрий Алексеевич Гагарин;
- Сергей Павлович Королев;
- Белка и Стрелка.
Рассказы детей:
В двадцатом веке произошел первый полёт человека в космос. Его совершил гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин (Слайд фото Гагарина). Именно он 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» облетел вокруг планеты Земля, выполнил необходимые задания, и приземлился в намеченном месте. Тогда ему было всего 27 лет! Полет Юрия Гагарина, совершенный во имя мира, прогресса, счастья людей – это событие мирового масштаба, это – первый шаг человечества к звездам.
С именем Сергея Павловича Королева (слайд фото Королёва) связана эпоха первых достижений в области создания ракетной техники и освоения космического пространства. Под его руководством созданы первые ракетные комплексы, осуществлены полеты кораблей «Восток» и «Восход», на которых впервые совершены космический полет человека, это был Ю. А. Гагарин и выход человека в космическое пространство А. А. Леонов.
Белка и Стрелка (Слайд фото Белки и Стрелки) – самые известные «космические собаки» были запущены на орбиту 19 августа 1960 года и благополучно вернулись на Землю, проведя почти сутки в условиях невесомости. Собак длительное время готовили к полету. Подготовкой корабля «Спутник – 5» руководил сам С. П. Королев. За время полета Белка и Стрелка преодолели расстояние в 700 тыс. км. И успешно вернулись домой. Дальнейшая жизнь Белки и Стрелки прошла в вольере Института авиационной и космической медицины. При этом их возили на показ в детские сады, школы и детские дома.
Воспитатель:
-теперь жители планеты Юпитер знают о наших выдающихся «космических» личностях, а мы с вами отправляемся дальше и приближаемся к планете Сатурн (Слайд планеты Сатурн). Обратите внимание – эту планету окружают кольца. И снова мы находим задание от обитателей планеты. Мы должны с вами от слов образовать множественное число:
- ракета - …ракеты
- комета - … кометы
- космонавт - … космонавты
- созвездие - … созвездия
- телескоп - …телескопы
- звезда - … звезды.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, пора собираться в путь. Нас ждут приключения! Впереди мы видим планету Уран (Слайд планеты Уран). Жители планеты Уран писали названия планет и потеряли буквы. Мы должны им помочь!
Вен…ра
Юп. тер
…тон
Непт…н.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами уже говорили, что поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?. Тогда давайте проведем с вами опыт.
Опыт «Метеориты и метеоритные кратеры» :
Воспитатель:
- Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?
Дети:
-Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
Воспитатель:
-А теперь отправляемся на девятую планету под названием Плутон (Слайд планеты Плутон). Ребята, жители планеты Плутон хотят поиграть с нами в игру «Угадай-ка».
Для этого они подготовили специальные вопросы:
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
Воспитатель:
-Вот и пришла пора возвращаться на нашу планету (звук ракеты). И вот теперь, когда мы снова дома, я предлагаю поиграть в игру «Ждут нас быстрые ракеты» :
Дети:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим
На такую полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет
Раз, два, три – беги.
(Дети бегут в ракеты, обручи по три человека.)