Ольга Смирнова
«Мы — друзья природы!» Конспект итогового занятия (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы – друзья природы!»
Конспект итогового занятия с приоритетом речевого развития
и ознакомления с природой
(подготовительная к школе группа)
Публикация «„Мы — друзья природы!“ Конспект итогового занятия (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели: обобщить представления детей о живой и неживой природе, знания о разновидностях леса, его обитателях. Закрепить умение составлять предложения из заданных слов. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, опираясь на план - схему. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, в образовании существительных множественного числа родительного падежа, в употреблении уменьшительно - ласкательных форм имен существительных множественного числа. Развивать интонационную выразительность, логическое мышление. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.
Коррекционные цели: развивать фонематический слух, речевое дыхание, прослеживающие функции.
Словарь: логово, лист опавший, резной, продолговатый;
лес лиственный, хвойный, смешанный.
Предварительная работа: загадывание загадок о животных, птицах; разгадывание ребусов, разучивание глазодвигательной гимнастики, игра ТРИЗ «Хорошо-плохо», дидактические игры «4-й лишний», «Кто где живет», «Загадай мы отгадаем», «Живая и неживая природа», «Кто у кого», «С какого дерева лист, ветка».
Материал:
• Картинки с изображением объектов живой и неживой природы;
• Картинки с изображением листьев и веток деревьев (ель, сосна, береза, дуб, клён, рябина);
• Картинки с изображением ягод (малина, земляника, крыжовник, смородина, кизил, ежевика);
• Картинки к Д/И «Четвертый лишний» (птицы);
• Таблица с пословицей для чтения;
• Картинки с изображением животных: волк, белка, крот, медведь, ёж;
• Мяч;
• Карточки для Д/И «Ставим слова на место»;
• Плакат «Хорошо – плохо»;
• Игрушка гномик-лесовичок;
• Конверт с посланием, угощение (орешки).
Ход занятия:
Восп. : Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Стихотворение о природе.
Восп: Что такое природа?
Дети: Природа – все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Восп: Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Восп: Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Д/И «Раздели объекты природы»
На столе разложены картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Дети по очереди подходят к столу, берут картинку и помещают ее на верхнюю или нижнюю полочку доски, в зависимости от условного знака живой и неживой природы. В конце воспитатель спрашивает: «Что относится к живой природе?» Дети перечисляют. «Что относится к неживой природе?» Дети перечисляют объекты неживой природы.
Восп: Может ли человек прожить без природы?
Дети: Нет. Человек – часть природы.
Восп: Что дает человеку природа?
Дети: Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Восп: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
- Ну что, ребята, примем приглашение Старичка - Лесовичка? Прежде чем отправиться в лес, вспомним, какие бывают леса?
Дети:
Кусты и деревья, листочки на ветках,
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья –
Тут все деревья от А и до Я.
Восп: А теперь отправимся в путь.
Вот мы и на лесной поляне. Посмотрите сколько тут деревьев. Назовите их.
Д/И «Много чего»
Клён – клёны – много клёнов
Сосна – сосны – много сосен
Береза – березы – много берез
Дуб – дубы – много дубов
Ель – ели – много елей.
Д/И «Узнай дерево по листку, ветке»
Дети стоят в кругу. Воспитатель дает одному из детей картинку с изображением листочка или ветки и просит сказать, с какого дерева этот листочек. Ребенок называет определенное слово - признак и передает листок по кругу. Например: «У тебя листок упал с клёна, какой он? (кленовый)» Ребенок передает листок дальше (резной).
Слова: большой, желтый, продолговатый, гладкий, сухой, мокрый, опавший.
Восп: Ребята, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес дает нам ягоды, грибы, орехи.
Восп: Все это мы можем запасти на зиму. Грибы можно засолить, засушить, а из ягод можно сварить варенье.
Давайте прогуляемся по лесу и соберем ягоды.
Включается фонограмма «звуки леса».
Проводится физминутка «прогулка в лесу» + глазодвигательная гимнастика.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.
Бабочки летали, крылышками махали.
Посмотрите-ка пчела, на нос села она.
Мы листочки приподняли, в ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли! И немножечко устали!
Д/И «Какое варенье?»
Образование имен прилагательных от существительных.
Малина – малиновое; земляника – земляничное; ежевика – ежевичное, и т. д.
Восп: Ребята, что можно услышать в лесу?
Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.
Восп: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц.
- Какие птицы обитают в лесу?
Дети перечисляют лесных птиц.
Д/И «Ставим слова на место»
Дети составляют предложение из отдельных слов.
Восп: Ребята, прочитайте и объясните пословицу: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Дети: Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет.
Д/И «Лесные слова»
Воспитатель предлагает детям подобрать к прилагательным как можно больше существительных.
Лесной… (зверь, куст, орех, гриб, пенек);
Лесная… (полянка, птичка, ягода, чаща);
Лесное… (дерево, царство, насекомое, путешествие, озеро);
Лесные… (песни, звуки, жители, деревья, плоды, животные).
- А каких обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?
Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.
Восп: Как назвать их одним словом?
Дети: Это насекомые.
Фонетическая зарядка «На полянке»
Птицы щебечут, а жуки – жужжат (ж-ж-ж)
Ручейки журчат, а комарики звенят (з-з-з)
Бабочки порхают, а листочки шелестят (ш-ш-ш)
Восп: Лес – это дом и для животных. Отгадайте, какое животное здесь зашифровано. Предлагается ребус (крот). Где живет крот?
Дети: Крот живет в норе.
Д/И «Кто где живет»
Лиса в норе, волк в логове, медведь в берлоге, белка в дупле, заяц в норе.
Воспитатель выставляет картинки животных. Дети отвечают где кто живет.
Д/И «Загадай, мы отгадаем»
Восп: Давайте будем загадывать друг другу загадки. Кто-то будет рассказывать о каком-либо животном, опишет его по плану, не говоря названия. А мы все вместе отгадаем, что это за животное.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть план-схему описательного рассказа и опираясь на него составить загадку о животном.
Восп. : А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.
Д/И «Кто у кого» (с мячом)
Воспитатель предлагает детям назвать детенышей животных ласково.
У медведя медвежата, много медвежат; у белки бельчата, много бельчат; и т. д.
Восп: Вот мы и прошли весь путь. Нам пора возвращаться в детский сад. Дети по «тропинке» возвращаются и садятся за столы. Появляется Старичок-Лесовичок.
Старичок: Я наблюдал, как вы путешествовали по лесу. Услышал, как много вы знаете о нем. А вы умеете вести себя в лесу так чтобы,не причинять вреда ни лесу, ни его обитателям?
Д/И «Хорошо – плохо»
Детям предлагается рассмотреть плакат, на котором изображены дети, поступающие правильно и неправильно в лесу. Нужно составить небольшой рассказ и объяснить поведение детей.
Итог.
Лесовичок: Ребята, вы меня порадовали. Вы знаете деревья, умеете узнавать их по листьям, знаете птиц, насекомых, умеете рассказывать о животных и их детенышах. Вы настоящие любители природы. Знаете, как её беречь. Я буду всегда рад видеть вас в своих владениях. И, конечно же, я припас для вас лесные гостинцы. Угощайтесь. А мне пора возвращаться в лес. До свиданья!