Поштарь Ирина
Проект для дошкольников «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы — друзья природы
Актуальность
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто
безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природойк «природосообразному».
Публикация «Проект для дошкольников „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно
решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы,человека экологически грамотного.
Цель. Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Задачи:
1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды в селе.
5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Этапы реализации проекта :
1 этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Определение ожидаемого социально-значимого результата.
2 этап — основной: совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях дошкольного учреждения и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3 этап — заключительный: закрепление полученных знаний,
формулирование выводов детьми. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Мы – друзья природы".
Ожидаемые результаты
• посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
• непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
• повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного села, охране природы.
• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
• У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
• Обогащение уровня экологических знаний родителей
.• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Взрослые на проводимых дошкольным учреждением мероприятиях будут стараться соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни - как привыкли (не всегда, не будут). У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других – плохо.
Материал:
- экологические центры в группах ДОУ;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
• теоретическая и методическая литература,
• материалы по передовому педагогическому опыту. Информационное обслуживание проекта :
• Интернет-сайты;
• Выпуск фотоотчетов;
• Публикации на педагогических сайтах.
Мониторинг реализации проекта
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
• Познавательный интерес к природе и ее изучению;
• Знания об окружающей природе;
• Восприятие красоты природы Родного края и желание любоваться ею;
• Проявление бережного отношения к природе;
• Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
• Частота проявлений бережного отношения;
• В каких случаях проявляется и на что направлено.
Мероприятия в рамках реализации проекта
№
п/п
Содержание работы Сроки
I этап – подготовительный
1. Анкетирование родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
2. Родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Беседа с родителями, предварительное анкетирование на тему «Берегите природу!»
3. Создание семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе : парк, лес, дача)
4. Привлечение родителей к созданию плакатов, стенгазет, посвященных охране природы
II этап – основной. Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по
развитию экологической грамотности воспитанников
5. Создание буклета для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда
можно сдать в нашем районе промышленные отходы для переработки
6. Проведение экологических праздников «Деньптиц», «День Земли», «Волшебница Вода
7. Разработка конспектов занятий с пользованием экологического материала
8. Привлечь родителей к пополнению экологического центра в группе
9. Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий
тематические наблюдения, художественное слово, загадки
10. Индивидуальная работа с детьми на прогулке
11. Информационная страничка для родительского уголка «Вода – источник
жизни!» - напоминание взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов.
12. Изготовление совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не сорите!»
13. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием
14. Семейный конкурс рисунков «Животные зимой»
15. Консультация для родителей «Играя, познаем природу» - информировать, как с помощью
игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько
примеров игр
16. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу»
17. Оформление фотовыставки семейных фотографий «Как мы отдыхаем на природе» (на
даче, в лесу и пр.).
18. Беседа с малой группой родителей «Дом, в котором мы живём» - выяснить у родителей, как
выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того,
чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать
для улучшения придомовых территорий?
19. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речёвки и др. на экологические темы
20. Семейный конкурс рисунков детей «Чистое село»
21. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А чисто ли на участках детского сада?»
22. «Субботник – это здорово!» – проведение совместного с родителями субботника по уборке территории ДОУ
23. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что…» - информирование родителей о времени разрушения различного мусора: бумаги, стекла, пластика
24. Изготовление плакатов, посвящённых Дню Земли
25. Подготовка выставок и фотовыставок «Природа– наш друг!»
26. Викторина «Знатоки природы» Май 2018г.
27. Беседа с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» - предупреждение родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костёр, брошенная сигарета и т. д.
28. «Зелёная весна - 2018» – проведение акции для родителей воспитанников по озеленению территории ДОУ
III этап – заключительный
29. Изготовление стенда - фотоотчёта «Трудимся вместе!»
30. Презентация проекта
Заключение
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс
непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и, в то же
время, одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу
– воспитать экологически грамотного человека.
Проведенная работа с воспитанниками детского сада по экологическому
воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений
и животных;- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек-
часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы,
положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и
безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Список использованной литературы
1. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное
планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-
Синтез, 2006.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников :
Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. –
М. : Академия, 2002.
4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика.
2007. - № 5. - С. 22-27.
5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – Спб. : «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2006.-496с.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая,
подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005. – 240с.
7. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн. : «Асар»-
1996.-128с.
8. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников.
Методическое пособие. / Под ред. С. Н. Николаевой. – М. : Педагогическое
общество России, 2007