Эльмира Гиниятуллина
«Мы дети природы!» Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение учит не только любить свои родные места,
но учит знанию о них, приучает интересоваться историей,
искусством, литературой, повышает свой культурный уровень.
Д. С. Лихачев
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблемы экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, детским дошкольным учреждениям, общественным организациям.
Публикация «„Мы дети природы!“ Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее негативными последствиями этого воздействия. И если раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-то цивилизации, но не препятствовали дальнейшему прогрессу человеческого рода в целом, то нынешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, поскольку современный человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе. Кризисных точек, как и в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой. Именно это обстоятельство и позволяет говорить о наличие глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы.
Обычно говорят о загрязнении почвы, воды, воздуха, растительных и животных организмов, что, в конечном счете, отражается на человеке. Темпы роста отрицательных последствий человеческой деятельности ставят под сомнение не только способность природы, справится с ними, но и адаптационные возможности самого человека.
Особенно острая ситуация сложилась в Ханты-Мансийском автономном округе.
В настоящее время столь актуальны проблемы атмосферного загрязнения. Одним из основных источников загрязнения является сжигание попутного нефтяного газа в факелах, обжиг нефти при ее аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы.
Интенсивное освоение Обского Севера нарушает естественное состояние экосистемы Обь-Иртышского бассейна. В результате различных загрязнений, антропогенных нагрузок на водоемы — происходит разрушение водных экосистем, проявляющаяся в резком упрощении видового состава сообществ. Ежегодно на поверхность воды сбрасывается около 70 миллионов кубических метров загрязненных вод.
Сплошная перепланировка рельефов с последующей подсыпкой песчаными фунтами, приводит к полной ликвидации растительности. Неозелененные дворы городов способствуют их неудовлетворительному состоянию, что отражается на здоровье людей.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Понятие «регион» в переводе с латинского означает страна, область. Если район — это всегда сравнительно небольшая территория, характеризующая место, участок, то регион — более крупное пространство.
Ситуация, в которой оказался хантыйский народ к концу XX века, вызывает тревогу. Вместе с исчезновением лесов, озер, птиц, зверей, исчезает многовековой опыт хантыйского народа по воспитанию у детей и подростков бережного и заботливого отношения к природе. Мы, живущие в многонациональной стране, должны чаще заглядывать в педагогические запасники каждого из народов, учиться у них мудрости и опыту воспитания.
Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Северный человек всегда боялся осквернить своей нечистотой целомудренные силы природы. Истинный северный человек во все времена обращался к природе как равный к равному, как к собеседнику, другу, как к соучастнику человеческой повседневности. С природой северный человек делился своим сокровенным, обращался к ней в дни печали или радости, искал и находил в ней надежного друга и помощника. Земля, вода, растительный и животный мир — вот источник для поддержания жизненных и духовных сил югорских народов. Окружающая их природа — это богатейший материал, используемый в культурном наследии.
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Изучение краеведческого материала позволить повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями, искусством родного края и города. Дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в парк, по городу, в беседах с жителями их родного города.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Со словом "родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть город, населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.
Знание экологических особенностей родного края и организация в зависимости от возможностей дошкольного учреждения внутренней - зимний сад и внешних природных зон. Поэтому нам стоит не только внимательно присматриваться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые существуют тысячелетия и которые так бережно хранит народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь.
Основная задача экологического воспитания — формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания. Некоторые авторы несколько иначе трактуют экологическое воспитание, воспринимая его как мировоззрение или миропонимание, гуманное отношение к природе и т. п.
Однако суть остается единой; традиционно ее строят на «фундаменте» : усвоение знаний о природе, «включение» этих знаний в «природоохранную» деятельность (уход за животными и растениями, элементы непосредственной трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе и т. п.).
Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания, для которого характерно:
• понимание «экологического императива» : правильно и разрешено только то, что не нарушает экологическое равновесие в природе;
• осознание того, что все созданное природой имеет право на существование;
• отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система;
• направленность деятельности человека на сохранение природы ради нее самой.
В последнее время, на наш взгляд, экологические знания детям в дошкольных учреждениях дают в системе, но недостаточно эффективно. Как правило, мероприятия экологического содержания носят эпизодический характер и страдают однообразием форм: сообщения, беседы, праздники, ведение календарей наблюдений за природой. Да и ориентированы эти мероприятия главным образом на преподнесение дошкольникам готовых знаний о природе как окружающей среде, на описание компонентов окружающей среды и технологий взаимодействия с ней. А чувственное восприятие природы, ее эмоциональный аспект, от которого зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее, часто остаются на заднем плане.
В народной педагогике обучение неотделимо от воспитания, а воспитание от жизни, что очень хорошо просматривается в реликтовых культурах. Потрясающие образцы педагогической мудрости сохранились в традициях северных народов России: иди и наблюдай педагогику, которой тысячи лет. Надо один раз увидеть четырехлетнего малыша-ханты, уверенно сидящего в высоком седле на рогатом красавце, чтобы понять: не все так просто, примитивно в народной педагогике. Исконный образ жизни, являющий собой целостную педагогическую систему, дает ребенку такой уровень адекватной адаптации к суровым условиям жизни, который позволяет пятилетнему малышу выжить в тайге самостоятельно в случае необходимости.
Резюмируя сказанное, мы можем сделать вывод, что ориентация на природосообразный учебный процесс в условиях современного технократического общества означает необходимость найти специальные технологии, способные обеспечить развитие экологического сознания, подготовку дошкольников к пониманию и бережному отношению к природе.
Задачами воспитания любви к природе малой родины являются:
• дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
• формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Предполагаемые результаты:
• пробудить интерес к природе Ханты-Мансийского округа, в котором живет ребенок на эмоциональном уровне, учитывая многовековой опыт коренных народов;
• знать особенности своей «малой родины» (тайга, озера, болота, коренное население, и др.);
• уметь вести себя в экстремальной природной ситуации в (метель, сильный мороз, туман, тайге, на болоте);
• понимать приспосабливаемость людей, животных и растений к условиям Севера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М. : «Просвещение», 1993. – 272 с.
2. Граубин Г. Р. Четырёхэтажная тайга / Г. Р. Граубин. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1965. – 172 с.