Гольева Светлана
Конспект занятия «Мы — будущее России»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы – будущее России!»
Гольева Светлана Николаевна, воспитатель
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
Старооскольского городского округа
России не станет тогда, когда не станет последнего патриота.
Н. М. Карамзин.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны.
Публикация «Конспект занятия „Мы — будущее России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию… Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка Большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие педагогов с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.
Многолетний опыт наблюдения за детьми позволяет сделать вывод, что старшие дошкольник обладают большим количеством знаний, и их интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах с детьми можно услышать их суждения о добре и зле, о социальной несправедливости.
Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находят отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни людей разных национальностей. Показательны в этом отношении и игры детей. В них отражаются яркие события происходящие в жизни страны. Старшие дошкольники могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств страны. В период ВОВ дети посылали на фронт свои рисунки, поделки, выступали с концертами перед ранеными. Сейчас все то же самое дошкольники могут делать для ветеранов, инвалидов.
Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Все начинается с детства….
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Она постепенно оживает в восприятии малыша: первое общее восприятие плавно переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает места родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. А взрослый, будь то педагог или родители, выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Воспитателю следует избегать многословных объяснений, иногда достаточно, использовать удачную реплику или правильно подобранный эпитет. Действенным методом является похвала или поощрение.
Бережное отношение к общественному добру, к природе родного края следует воспитывать с помощью бесед, чтения художественной литературы, но прежде всего путем включения детей в практическую деятельность. Конечно, ребенку нужно рассказать о том, как растят хлеб. Но гораздо полнее он осознает сложность этого труда и необходимость бережно относиться к хлебу, если вырастит его сам на огороде детского сада.
Конечно, очень сложно охватить все направления патриотического воспитания в ДОУ в одной статье, но хотелось бы, чтобы педагоги помнили, что они первыми знакомят ребенка с Родиной, с окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть достойным гражданином свое страны.