Светалан Ромазанова
«Музыкальные картины». Конспект НОД по восприятию музыки для детей подготовительной группы
▼ Скачать
Цель: развитие художественного восприятия детьми музыки П. И. Чайковского.
Задачи:
• учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;
• развивать умение оценивать прослушанные произведения, высказывать свои суждения о них; обогащать словарный запас детей;
• развивать творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой П. Чайковского посредством танцевального движения, поэтического слова;
Публикация «„Музыкальные картины“, Конспект НОД по восприятию музыки для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• закрепить значение слова «балет»;
• закреплять знания о составе симфонического оркестра;
• воспитывать культуру слушания и интерес к классической музыке.
Оборудование: проектор, ноутбук, фортепиано, музыкальный центр, «пригласительный билет», кивера, ленты, шарфы.
Музыкальный репертуар : произведения П. И. Чайковского «Мама», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»; «Марш», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
• краткое знакомство с биографией композитора П. И. Чайковского;
• слушание произведений П. И. Чайковского, входящими в сюиту «Детский альбом», балет «Щелкунчик»;
• знакомство с инструментами симфонического оркестра;
• разучивание с детьми песни на музыку «Марша деревянных солдатиков» П. И. Чайковского;
• разучивание музыкально-ритмической композиции под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Ход МЕРОПРИЯТИЯ:
На экране слайд №1 (Приветствие)
Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Сладкая греза». Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»
Музыкальный руководитель.
Ребята, давайте улыбнемся, и подарим друг другу хорошее настроение.
«Доброе утро» сл. и музыка О. Арсеневской.
1. Доброе утро! Улыбнись скорее! – дети разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день - "пружинка"
Будет веселее - поднимают руки вверх.
Мы погладим лобик, носик и щечки - выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки! - наклоны головы к правому и левому плечу поочередно.
2. Разотрем ладошки сильнее, сильнее!- движения по тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! - разводят руки в стороны. Хлопают.
Музыкальный руководитель. Ребята, с шумовыми звуками мы встречаемся постоянно, а где в жизни вы встречаетесь с музыкой?
Дети. На музыкальном спектакле, в театре, слышим по радио, в записях.
Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы!
Музыкальный руководитель. Каждая встреча с музыкой интересна, познавательна и даже бывает необычной! И сегодня, я думаю, нас ждет необычная встреча с музыкой. Посмотрите, ребята, (показывает пригласительный билет, нам прислали приглашение на выставку музыкальных картин. А кто прислал, не подписано. Интересно, кто бы это мог быть? (предположения детей)
Музыкальный руководитель. Давайте оглянемся вокруг, может быть где-то есть подсказка?
Открывается озвученный слайд № 2 (Красочное изображение скрипичного ключа, нотного стана, нот)
Музыкальный руководитель. Ой, ребята, музыкальные знаки! Вы знаете, как они называются?
Дети. Скрипичный ключ, ноты.
Музыкальный руководитель. Правильно, скрипичный ключ, ноты. Какое необычное изображение, может они из музыкальной сказки? Может быть Скрипичный ключ нас пригласил?
Под музыку в зал входит Скрипичный ключ (воспитатель группы).
Скрипичный ключ. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Скрипичный ключ. Позвал я вас не без причины –
Продемонстрировать удивительные картины!
Поудобнее садитесь, вокруг осмотритесь.
Моя студия отличная, очень необычная!
А вот и мои работы!
Слайд №3 (Пустые рамки)
Музыкальный руководитель. Что это! А где же изображение?
Скрипичный ключ. Картины мои не простые, а волшебные, музыкальные. У них есть не только изображение, но и звук. Нужно прослушать музыку каждой картины, произнести название музыкального произведения, тогда появится изображение.
Музыкальный руководитель. Ребята, садитесь удобнее, внимательно слушайте, интересно, что же будет изображено на первой картине? Если вы узнаете музыку, сразу вслух не говорите, дослушать музыку нужно до конца, молча, чтобы не мешать остальным, правильно?
Звучит пьеса «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Ребята, вы узнали музыку? Догадались, что изображено на первой картине?
Дети. Мама.
Музыкальный руководитель. Образ мамы! Правильно дети назвали, уважаемый Скрипичный ключ?
(в рамке постепенно проявляется изображение мамы с ребенком)
Скрипичный ключ. Молодцы ребята! Благодаря вам на картине появилось изображение!
Музыкальный руководитель. А как рисует музыка образ мамы? Какая она?
Дети. Музыка нежная, спокойная, ласковая, (музыкальный руководитель : утешительная, душевная, светлая, трогательная, прозрачная, умиротворенная. Во время звучания этого произведения каждый человек вспоминает что-то свое, только ему знакомое, поэтому этот образ мамы собирательный, похожий на всех или других мам.)
Музыкальный руководитель. Вы узнали инструмент, на котором было исполнено это произведение?
Дети. Фортепьяно.
Музыкальный руководитель. Из какого большого музыкального сочинения это произведение?
Дети. «Детский альбом».
Музыкальный руководитель. А как зовут композитора, который написал «Детский альбом»?
Дети. Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы ребята, произведение, которое мы послушали, сочинил П. И. Чайковский. Для чего Пётр Ильич Чайковский сочинил эту музыку?
(ответы детей) У Пётра Ильича Чайковского был племянник, Володя Давыдов, и чтобы ему интереснее было учиться игре на фортепьяно, Пётр Ильич сочинил эту музыку. Все эти пьесы написаны для одного музыкального инструмента - фортепьяно.
Музыкальный руководитель. Видишь, Скрипичный ключ, как много дети могут сказать о музыке к твоей картине.
Скрипичный ключ. Молодцы, ребята, музыка подсказала нам, что изображено на первой картине. Вы готовы послушать фрагмент следующего музыкального произведения? Только сыграть его нужно по нотам (дает ноты музыкальному руководителю).
Музыкальный руководитель исполняет фрагмент Марша деревянных солдатиков» из Детского альбома П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Ребята, вы узнаёте это произведение?
Дети. Эта произведение называется «Марш деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель. Кто же автор этого произведения?
Дети. П. И. Чайковский.
(в рамке проявляется картина «Марш деревянных солдатиков»)
Скрипичный ключ. Молодцы, ребята! Появилась еще одна картина!
Музыкальный руководитель. А почему эта пьеса называется именно маршем, а не танцем, например?
Дети. Музыка четкая, под нее удобно шагать.
Музыкальный руководитель. Да, под эту музыку можно считать до двух или до четырех: раз, два, раз, два. А чем необычен этот марш? Как он звучит?
Дети. Марш звучит легко, отрывисто, негромко. Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками. Но, в тоже время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг.
Музыкальный руководитель. Мальчики, хотите поиграть, и превратиться в солдатиков? Мальчики любят играть в солдатиков. Посмотри, Скрипичный ключ, вот и в нашем зале появились настоящие солдатики, они смелые и отважные, и сейчас они об этом нам споют под музыку марша.
Мальчики выходят, поют песню.
Раз-два, чётким шагом,
Дружно, всем отрядом,
Мы в дозор выходим в час ночной.
Рады нам игрушки,
Зайцы и лягушки,
И кивает кукла головой.
Но за поворотом,
Лишь пройдём ворота,
Кто-то страшный прячется от нас.
А в лесу, у ёлок,
Из густых иголок
Смотрит страшно жёлтый волка глаз.
Но шагает гордо,
Ставит ногу твёрдо,
Деревянных воинов отряд.
Мы стоим на страже,
Нам никто не страшен!
Будет нам наградой куклы взгляд!
Скрипичный ключ. Спасибо, ребята, настоящие солдаты получились!
Присаживайтесь, ребята, сейчас мы послушаем музыкальное произведение к следующей картине.
Музыкальный руководитель. Обратите внимание на то, как будет звучать музыка, в каком настроении, какие инструменты будут исполнять.
(Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик»)
Музыкальный руководитель. Как называется этот музыкальный фрагмент?
Дети. «Марш» из балета «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель. Какого характера музыка?
Дети. Звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная и сказочная.
Фея Музыки. Молодцы, ребята, а вот и изображение появилось.
(в рамке проявляется изображение Щелкунчика)
Музыкальный руководитель. Да, это тоже марш, музыка радостная, праздничная, веселая, и конечно сказочная. Ведь все происходит в рождественскую ночь, которая наполненная волшебством и сказкой. Скажите, пожалуйста, звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? (трубы, скрипки, тарелки,). Ну, конечно, скрипка,, а еще тут есть флейта, виолончель и еще много других инструментов.
Ребята, вы сказали, что музыка из балета, кто из вас помнит, что такое балет? Правильно, это музыкальный спектакль. На какой балет мы с вами ходили? Да, это был «Щелкунчик». Как и в любом театральном представлении, в балете есть сюжет и действующие лица. А как раскрывают свои чувства герои спектакля, через пение?
Дети. Через танцевальные движения и музыку.
Скрипичный ключ. Музыкальный руководитель. Ребята, нам осталось узнать, что же изображено на последней картине?
(Звучит фрагмент «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик»)
Музыкальный руководитель. Что за музыка звучала?
Дети. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
(в рамке проявляется картина с изображением цветов)
Скрипичный ключ. Молодцы, ребята, появилась еще одна картина!
Музыкальный руководитель. Какая чудесная цветочная поляна!
Расскажите, пожалуйста, о настроении, характере звучавшей музыки.
Дети. Музыка сказочная, волшебная, порхающая, чарующая, чудесная, летящая, праздничная, нежная.
Музыкальный руководитель. Вы помните, как прекрасно кружились в вальсе цветы: розы, ромашки, колокольчики. В каком исполнении звучала эта музыка?
Дети. Эту музыку исполняет целый оркестр, где много музыкальных инструментов, и у каждого своя роль.
Музыкальный руководитель. Какой оркестр здесь звучит? – симфонический. А главный в нём кто? – дирижёр.
Станем все музыкантами, представим, что мы играем на инструментах в симфоническом оркестре, вставайте, ребята! Я буду вашим дирижером, можно?
Звучит фрагмент «Вальса цветов», дети имитируют игру на разных инструментах, в зависимости от звучания.
Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, что произошло в сказке с цветами?
Дети. Мышиный король заморозил, заколдовал все цветы в королевстве, они потеряли форму.
Музыкальный руководитель. Давайте расколдуем цветы с помощью цветных лент. Возьмите волшебные палочки, «нарисуйте» на ковре каждый свой цветок.
Звучит музыка, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» дети выкладывают на ковре из лент цветы.
Музыкальный руководитель. Дети! Посмотрите, какие прекрасные цветы у нас получились. Я вам предлагаю послушать еще раз это произведение, а девочки превратятся в бабочек и полетают над цветочной поляной в ритме вальса. Девочки, чем можно украсить ваш танец? (шарфами)
Девочки исполняют музыкально-ритмическую композицию.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, теперь видны все картины! Вам они нравятся? Сегодня мы услышали несколько музыкальных произведений. Какой композитор сочинил эти произведения?
Дети. Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель. Верно! Какое из этих произведений показалось вам самым добрым? А какое было самым сказочным? Какое произведение вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель. Спасибо тебе, Скрипичный ключ, за выставку!
Скрипичный ключ. Ребята, я очень рад, что вы побывали на моей выставке. И в память о нашей встрече, хочу подарить вам эмблемы с моим изображением (раздает детям). До свидания, ребята!
Музыкальный руководитель. Выставка музыкальных картин закрывается, и нам пора прощаться.
Песенка - прощание «До свидания!» - «ловим» добрый звук, «слушаем» и поем - до свидания: до1 – до1 – ми1 – соль1 – до2.
Дети под музыку уходят в группу.